Важнейшим событием, ознаменовавшим утверждение ислама в Булгарии, стал обмен посольствами между Алмышем и багдадским халифом ал-Муктадиром.
Важно отметить, что к этому времени ислам был значительно распространен в Поволжье, поэтому багдадское посольство в плане продвижения веры успеха не имело, как и расчеты булгарского правителя найти в лице халифа влиятельного союзника в борьбе с Хазарией.
Однако оно сыграло определяющую роль в дипломатическом признании Булгарии как мусульманской страны, дало мощный импульс распространению ислама в среде булгар и открыло для цивилизованного мира огромную страну, раздвинуло мусульманскую ойкумену до Средней Волги.
Контакты были закреплены во время приезда сына Алмыша, совершавшего хадж, в Багдад к халифу ал-Муктадиру (908–932 гг.), когда он преподнес халифу знамя, савад (шубу из чернобурок) и деньги.
С тех пор восточные дипломаты и историки стали пристальнее всматриваться в политические процессы в бурлящей Восточной Европе, где появилось самое северное исламское государство – единственный и естественный союзник для любой восточной страны, имеющей интересы в Поволжье, и надежный торговый партнер для всех купцов, торгующих северными товарами.
Читайте также: Откуда в Поволжье пришел ислам?
В конце X – начале XI в. Волжская Булгария стала средневековым государством, страной «классического ислама» (по терминологии Г. Э. фон Грюнебаума). Территория ее простиралась от Окско-Свияжского междуречья на западе до Южного Урала на востоке, от Посурья и Самарской Луки на юге до Предкамья на севере.
Политическое и экономическое влияние булгар распространялось также на Верхнее Прикамье и Нижнее Поволжье, где в дельте Волги находился город Саксин.
На этой территории, по археологическим данным, известны остатки 180 городищ, в том числе больших городов, имевших мировую известность: Болгар, Сувар, Биляр, а также селища (более 800).
Столицей государства в описываемое время был город Биляр (в русских летописях «Великий город»), который выделялся своими размерами (около 800 га) и численностью населения (до 50 тыс. чел.).
Уже в начале X в. арабо-персидская историко-географическая традиция (Ибн Русте, Истахри, Марвази, Гардизи и др.) фиксировала, что у булгар два основных города: Болгар и Сувар; в обоих городах – деревянные строения, соборная мечеть, живут там мусульмане по 10 тысяч человек в каждом городе; они сражаются с неверными.
Характерно относящееся к этой традиции указание на то, что булгары воюют с неверными. Обстоятельства этих войн неизвестны, но важно общее мнение о строгом следовании булгар предписаниям ислама и борьбе с неверными.
Например, в персидском источнике «Худуд ал-алам» («Пределы мира», 982/983 гг.) имеется такое описание: «Булгар – город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля.
В нем все жители – мусульмане; из него выходит до 20 000 всадников. Со всяким войском кафиров, сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают».
Булгары пытались распространить ислам и на Русь. После похода на Булгарию Владимира I в 985 г. был заключен мирный договор. В «Повести временных лет» сохранился рассказ о выборе веры в 986 г., когда булгары пытались обратить Владимира в ислам.
Далее, в рассказе об «испытании вер» (под 987 г.), с разной степенью полноты описывается религиозная практика булгар, увиденная глазами русских: «Ходихом въ Болгары, смотрихом како ся покланяють въ храме, рекше в ропати: стояще бес пояса, поклонився сядеть и глядить семо и овамо, яко бешен, и не веселья в них, но печаль и смрад велик, не добр закон их».
В этом рассказе выразительно описано знакомство русских с мусульманской Булгарией, которая стала в конце X в. одним из важнейших государств Восточной Европы.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина