Саид хазрат Шагавиев: «Для татарских богословов авторитет Абу Ханифы непререкаем»
Богословие, в широком смысле этого слова, у татар XIX – нач. XX веков продолжало традиции средневековья, но с другой стороны, благодаря реформаторским веяниям, обсуждались новые вопросы, ранее не затронутые.
Особое внимание уделялось богословско-правовой школе ханафитов. Для татарских богословов, независимо от принадлежности к лагерям кадимистов или джадидистов, было аксиомой, что авторитет Абу Ханифы непререкаем.
Для одних это было традицией, для других констатацией факта соответствия его идей Корану и сунне. Так как татарские богословы были ханафитами, большинство их работ в области теологии и фикха были описанием ханафитской религиозно-правовой школы. Поэтому больше всего в их книгах говорится об этом мазхабе, и, соответственно, чаще всего они считают свой толк наиболее верным из других.
На этом фоне особо выделился Муса Бигиев со своими неординарными идеями в области богословской мысли. Но даже после этого, в одном из своих арабоязычных трудов «ал-Вашиа», Бигиев открывается для нас в новом свете, т.е. как защитник суннизма от шиитских воззрений, удивляя своим глубоким изучением толка имамитов-шиитов.
Главным и типичным представителем богословско-философской мысли того периода являлся Ш. Марджани.
Краткая биография Марджани - как открылись его уникальные способности
Его религиозное мировоззрение сложилось под влиянием классического бухарского мусульманского образования того времени и чтения в библиотеках Бухары и Самарканда известных трудов мусульманского Востока.
Помимо этого он стал частью суфийской традиции ордена накшабандиййа, получив разрешение на духовное воспитание учеников от авторитетных шейхов, ведущих свои духовные цепочки к Пророку Мухаммаду.
Несмотря на реформаторские взгляды в религиозных вопросах, татарский мыслитель во всех своих произведниях заявлял о правоверии ханафитского вероучения и доказывал правоту этого мазхаба.
Все произведения Марджани написаны на арабском языке, не считая нескольких книг на татарском языке. Около половины трудов посвящены богословской тематике, остальные – истории, литературе и языку.
Всего, по нашим сведениям, Ш. Марджани написал 18 богословских трудов. Многие из трудов были напечатаны в Казани, маленькая часть из них хранится в рукописном виде. Эти произведения были условно разделены на несколько групп:
- вероучение;
- исламское право;
- коранические науки;
- нравственность и мораль, проповеди.
Шигабутдин Марджани и священный Рамадан: важные факты из жизни ученого
Всевышний сделал начало и конец месяца Рамадан зависимыми от увиденной новой луны не потому, что начала месяца невозможно определить без этого, а для того, чтобы показать людям легкий способ.
Вопросы, которые затронул Марджани в своих богословских трудах, были актуальными для его эпохи. Круг интересов Марджани в сфере богословия был широким.
Арабский язык, по замыслу Марджани, его произведений должен был сделать их доступными для всего исламского мира. Богословское наследие татарского мыслителя широкое по тематике и открывает нам его личность с разных сторон.
В первую очередь, сочинения этого ученого представляют интерес для современных татар-мусульман, так как проблемы, над которыми работал их знаменитый предшественник, могут оказаться актуальными для возрождающегося ислама в Татарстане.
Следует также заметить, что Муса Джарулла, будучи в Индии и встретив там представителей новой секты коранитов, написал труд «Китаб ас-сунна», и таким образом выступил в защиту суннизма уже от воззрений коранитов, приведя против них сильные доводы на основе Корана и хадисов для его эпохи.
Неизвестные стороны Шигабутдина Марджани
Экономия и щепетильная бережливость... Щедрость, трепетное отношение к знаниям и ученым. Что нового можно узнать о великом богослове Шигабутдине Марджани?
Шагавиев Дамир «Татарская богословская мысль XIX - нач. XX вв.
и Шихабуддин Марджани»
Читайте также:
-
Проблема смешанных браков сегодня очень остра
Если парень берет в жены русскую девушку, по Шариату она должна изменить свое имя на татарское и до никаха принять Ислам. А если она не согласна? Каково приходится родителям и с той и с этой стороны?
-
Топ-10 стран для лучшего отдыха туриста-мусульманина
Согласно опросу, опубликованному Crescentrating, Малайзия стала самым благоприятным местом в мире для мусульманских путешественников, а Япония, которая прилагает все усилия, чтобы заработать на растущем рынке, показала наибольшее продвижение (прогресс) в этой отрасле. За Малайзией в рейтинге «халяль» благоприятных мест отдыха последовали Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Индонезия и Саудовская Аравия
-
Лучший способ разбогатеть
Условия современной жизни все больше приковывают внимание большинства к материальному заработку. Экономическая, политическая, социальная нестабильность рождают в людях тревогу, от которой многие стремятся обезопасить себя путем увеличения материального достатка. Товаров и потребностей как будто стало больше, а ресурсов на их приобретение и удовлетворение своих нужд не так много.
-
Как Осман-гази стал основателем Османской империи
Современная турецкая историография признает, что никаких точных сведений о начальном периоде становления Османской империи не сохранилось. Все, что есть, – это сведения из византийских летописей и легендарные предания, которые были зафиксированы такими авторами, как Ашыкпашазаде, Орудж-бей, Нешри и другими около XV века, и на содержание которых повлияло субъективное восприятие самих авторов, отражающее тогдашнюю точку зрения на события.
-
Что такое таавиз, и можно ли мусульманину носить его?
Вопрос, в котором современные ваххабиты пытаются смутить простых мусульман, – это ношение таавизов (амулетов с молитвами), которые распространены среди всех мусульманиских народов. Они пытаются внушить, что эта практика является язычеством и не имеет вне-исламские корни, хотя это практика сподвижников.
-
Кому Пророк (мир ему) запрещал записывать за ним его слова?
Как следует понимать хадис: «Ничего за мной не записывайте. Кто записал за мной что-нибудь кроме Корана, пусть уничтожит»?
-
Смеяться разрешается: веселые истории из жизни Пророка (ﷺ)
У мусульман есть немало историй, изобилующих улыбающимся и шутливым Пророком (мир ему и благословение Всевышнего), товарищами-шутниками, халифами, которые умели смеяться над собой, и даже есть давно потерянная книга шуток, написанная уважаемым учёным...
-
Какие действия и поступки человека Аллах ценит выше всего?
Лучшее, чего мы можем добиться в этом мире – это снискать довольство Аллаха. Ведь это означает, что мы заслужили всего лучшего и прекрасного, и что в этом мире и в ахирате нас ждет большое счастье и великие милости.