Традиционно влияние муллы в татарском обществе было огромным. Оно всецело зависело от его моральных качеств, интеллектуальных способностей, образа жизни и поведения. Выполнение мусульманским духовенством множество религиозных, общественных и государственных обязанностей только усиливало его влияние на население.
Во всех исключительно важных моментах жизни народ обращался к мулле. Муллы были не только служителями религии, пропагандистами праведности и учености, но и духовными лидерами, хранителями культуры и традиций своего народа.
Так, известный этнограф Я.Д. Коблов писал: «…Муллу в приходе не только почитают и уважают, но положительно боятся. Представим себе такую картину. На улице толпа молодёжи развлекается разными играми и удовольствиями. Не стесняемые ничем молодые люди держат себя слишком свободно, крик, говор и песни раздаются непрестанно. И кажется, что этому веселью нет конца. Но вот выходит из дому мулла. Не спеша, с серьёзным, внушительным видом он идёт по улице. Достаточно одного его появления, чтобы шум и говор на улице стих, а самые разбитные, веселые и, по-видимому, самые храбрые из молодёжи попрятались, кому куда придётся. Вообще, нужно сказать, дисциплина в мусульманской общине царит самая строгая; она прививается мусульманам с детства в семье и школе…»
Мулла вместо ЗАГСа: как имамы были хранителями метрик
Каждый мулла был обязан зорко следить за нравственностью своих прихожан. Порицать все явления, способствующие к развращению общества. Например, муллы активно боролись с пьянством среди своих прихожан. Несмотря на запрет религией употребления спиртного и одурманивающего, некоторые татары, особенно из рабочего класса в городах и поселениях, расположенных рядом с русскими деревнями, имели склонность скрытно выпивать. Если прихожане видели выпившего члена своего прихода, то незамедлительно тащили его к мулле.
Он же, не жалея сил, наказывал, даже бил палкой. Так, по настоянию мулл в д. Атня Казанского уезда были закрыты винные и пивные лавки, несмотря на противодействие людей, получавших доходы от этих лавок, и на то, что в эту деревню в базарные дни приезжали не только татары, но и русские. Никто не осуждал мулл за ревностное исполнение своих обязанностей, напротив, к таким поступкам население относилось одобрительно.
Как писал Я.Д. Коблов, иногда бывало так, что мулла только начинал наказание ослушника или преступника, например – пьяницы, вора, а доканчивали уже «любители по усердию к святости закона». И поэтому в мусульманских деревнях трудно было встретить пьяного человека. То же случалось и при неисполнении других религиозных предписаний.
Например, если кто-нибудь не воздерживался от пищи и питья во время Рамазана, односельчане тотчас хватали его и вели к мулле. Мулла же мог намазать ему лицо сажей и в таком виде выгнать на улицу на обозрение и осуждение. В целом по духовному облику мулла мало чем отличался от прихожан.
Как разводились мусульмане более века назад?
Безусловно, он лучше знал вероучение, но его мысли и слова были такими же, как и у его прихожан, в силу того, что мулла и его прихожане имели схожое воспитание и учились одному и тому же.
Каждый мусульманин знал основы истины веры, но мулла – более подробно – вот и вся разница между ними, в остальном они были одинаковы. Поэтому общность интересов, убеждений и взглядов объединяла муллу с его прихожанами.
Мулла, ставший во главе приходав большинстве случаев умело руководил прихожанами в желательном для него направлении. Трудно было обмануть муллу или что-либо скрыть от него. Для него были понятны не только все деяния, но и мысли прихожан, потому что он жил с теми же проблемами, что и они, а потому всегда умел повлиять на них.
С другой стороны, прихожане видели в мулле человека из их среды и беспрекословно подчинялись его авторитету. В этом отношении муллы имели значительные преимущества над русским православным духовенством.
Амишев Р.И.