В наследии выдающегося религиозного и общественного деятеля, просветителя Ризаэтдина Фахрутдина (1859-1936) исследование «Болгар вә Казан төрекләре» («Булгарские и Казанские тюрки») занимает особое место. Сам автор в предисловии к книге подчеркивает: «Мы написали эту книгу для того, чтобы наши славные предки, а также наши родители ознакомились с ним, после того как они обретут свое место в раю. Осознание этого и эти надежды доставляет нам несказанную радость. Выражаем искреннюю надежду, что наши молитвы будут восприняты Аллахом и Он дарует нам все то, что мы просим у Него».
Особый интерес представляют главы, посвященные духовной жизни булгар.
Автор в качестве иллюстрации и обоснования своих научных выводов приводит множество цитат из трудов крупных ученых-историков мусульманского мира. Впрочем, обратимся к тексту книги
Вера Булгарских тюрков и мазхабы
Так как булгары в своей основе тюркские племена и потому вполне естественно, что они продолжают религиозные традиции и придерживаются тех же направлений в вере, которые были характерны для их далеких предков. С древних пор как ниспослана была свыше религия Ислам эта вера достигла булгарского государства и распространилась в ее пределах. Что было закономерно так, как Ислам соответствовал духовным потребностям булгар. Среди ученых можно встретить и тех, кто утверждает, что булгары восприняли Ислам по ряду объективных внешних факторов. Однако поиск истинных и прямых путей из всех этих причин и теорий весьма не прост. Да к тому же нет большой необходимости в этом.
Во всяком случае, известно, что тюрки, населяющие Великий Булгар были в тесных мирных торговых отношениях с иранцами и вполне вероятно через них очень давно проведали о вере, которая широко распространилась на Аравийской земле. С наибольшей вероятностью можно предположить, что Ислам проник при посредничестве тюрков Хазарии времен царствования Габдулмалика ибн Мардана.
Имеются сведения о том, что тюрки Булгарии официально восприняли Ислам в 310 году 12 мухаррама по хиджре или в 922 году 12 мая по милади. Однако и до этого дня в Булгаре Ислам являлся основной религией, пятничные намазы совершались в мечетях, а во время чтения хутбы Булгарский хан упоминался с почтением. Об этом имеются достоверные сведения у Ибн Фадлана. В его путевых заметках читаем: «До нашего прибытия в Булгар с минбара провозглашалось: «Аллахумма асли-халь-малика Бальтуар – малика Булгар», что означало «О Аллах! Будь милостив к правителю Булгар по имени Бальтуар». Множество построенных и действующих мечетей, чтение пятничных намазов и упоминание в хутбе имени падишаха свидетельствует о том, что с давних пор в этом прекрасном государстве соблюдались каноны Ислама.
В трудах Ибн Аль-Асира описываются события 433 года и там же находим такие строки: «Племя булгар проживает по соседству с племенами тюрков и сакалибов. Их города и поселения являют собой самые северные тюркские населенные пункты. Поначалу они являлись кафирами, а затем они восприняли Ислам у своих собратьев. Они являются последователями мазхаба Абу Ханифы (пусть доволен будет им Аллах!)»
По свидетельству Аль-Масхуди, «Город Булгар расположен на берегах моря под названием Мантыш (Р.Фахрутдин здесь делает следующее примечание: «В тексте упоминаемое «море Мантыш» означает «море Азау» («Азовское море»). Тюрки-гунны в древности расселились на берегах именно Азовского моря. Только затем они перебрались на берега Чулмана и Итили (Камы и Волги). Масхуди, очевидно, имеет здесь в виду те времена, а потому упреки в его адрес звучащие от Хвольсона и других ученых не имеют под собой каких-либо оснований») В моем представлении булгары расселены на седьмой части света. Этот народ имеет большое сходство с тюрками. Они ведут активную торговлю с Хорезмом и Хурасаном. Купеческие караваны постоянно курсируют в Булгар и оттуда. Эта запись осуществлена в 332 году. Булгары приняли Ислам в период царствования Аль-Муктадира в 310 году».
У Якута Хамави сказано: «Правитель Булгар и его подданные восприняли Ислам в царствовании халифа Аль-Муктадира. В связи с этим в Багдад была направлена посольская миссия. Она предстала перед Аль-Муктадиром. Гости просили его помочь им освоить каноны Шариата и выполнение религиозных обрядов Ислама. Однако булгары восприняли Ислам не только по указанным причинам».
Согласно Хамави, булгары приняли Ислам, а затем отправили послов к халифу, которые выступили с просьбой направить в Булгар наставников, способных обучить канонам мусульманской религии. И все же нет четкого ответа на вопрос, что подвигло булгар принять Ислам. На то возможны различные причины. Вполне очевидно, что купцы из Булгар, ведущие торговые отношения с Багдадом, были хорошо осведомлены об Исламе. Естественно, они интересовались мусульманской религией и имели большой вес в обществе Багдада. Все это, безусловно, оказало влияние на то, что булгарские тюрки восприняли Ислам.
Islam-Today