Первые татары в Швеции: как появилась мусульманская татарская община? Часть 2

Справа Осман Соуккан и Али Закеров заняты делами общины. В доме у Али Закерова. Из личного архива Туркера Соуккана

Справа Осман Соуккан и Али Закеров заняты делами общины. В доме у Али Закерова. Из личного архива Туркера Соуккана

Начало: Первые татары в Швеции: как появилась мусульманская татарская община?

В официальных документах в основном татары называли себя «турками», в современном понимании даже будет более правильно сказать «тюрками». Поэтому исследователи из Швеции, анализируя архивные документы, иногда ошибочно полагают, что речь идет об этнических турках из Турции. Почему татары называли себя так? Для этого есть несколько причин:

Во-первых, в шведском языке есть слово tattare, которое является уничижительным, оно используется для обозначения маргинальных людей и часто применятся по отношению к цыганам.

Во-вторых, татары являются тюркским народом. Еще до революции татары Российской империи часто идентифицировали себя как северные турки (шимал төрекләре). Одним из активных идеологов этой идентификации был известный татарский богослов Ризаэддин Фахреддин. В случае с татарами из Финляндии, а также из Швеции турецкая идентичность была усилена связями с Турецкой республикой начиная с 1920-х годов. До 1960-х или в некоторых случаях до конца 1980-х многие финские татары идентифицировали себя как северные турки (шимал төркләре).

В-третьих, причина, по которой некоторые татарские переселенцы, прибывшие в Швецию в 1940-х годах, указывали турецкую национальность, связана с опасениями быть выданными Советскому Союзу. Потому что после войны Советский Союз старался вернуть обратно выходцев из СССР. А так как предки большинства из них были родом из татарских деревень Сергачского уезда Нижегородской губернии, то они опасались принудительного возвращения в Советский Союз. А указание турецкой национальности могло помочь избежать этой выдачи.

Например, вскоре после прибытия в Швецию Рафата Салаха, местные власти попытались выслать его в Турцию, но турецкие власти отказались его принимать. Таким образом, позже ему была предоставлена возможность остаться в Швеции, и он получил шведское гражданство.

«Хамеш» бабай: история одного из первых шведских татар-переселенцев
Среди старой татарской диаспоры в Швеции родом из казанских краев был всего лишь один человек. По официальным документам этот дедушка был известен как Мехмет Судин. Почему так случилось?
01.12.2020
1246

Также с формировавшейся татарской общиной в Швеции был тесно связан гражданин Турции Осман Соуккан. Он родился в 1903 году в Штипе в Османской империи (ныне Северная Македония). Семья переехала в Измир, когда Осману было всего два-три года. В юности Осман принял решение отправиться в путешествие по Европе. Он два года путешествовал на велосипеде по Европе и оказался в Финляндии. Здесь он узнал о татарской общине и устроился к ним учителем истории, турецкого языка и основ ислама. Так он работал в нескольких городах, где имелась татарская община.

Осмотр участка для мусульманского кладбища. Справа Хайдар Самлихан, Рафат Салах, Осман Соуккан и юный Туркер Соуккан. Из личного архива Туркера Соуккана

Осмотр участка для мусульманского кладбища. Справа Хайдар Самлихан, Рафат Салах, Осман Соуккан и юный Туркер Соуккан. Из личного архива Туркера Соуккана

В конце 1930-х годов он обосновался в финском городке Ярвенпяя, в которой имелась своя татарская община. Здесь он тоже устроился учителем в татарскую школу. В 1939 году Осман Соуккан женился на местной татарской девушке Эмине Нисаметдин (1920–2010). Вскоре у них родились трое детей: один сын – Туркер Соуккан и двое дочерей.

В 1948 году семья Соуккан решила переехать в Швецию. Они обосновались в Виггбихольме, пригороде Стокгольма, где открыли свою прачечную. В 1952 году Осман Соуккан предпринял попытку переехать в Турцию, но через несколько месяцев семья вернулась обратно в Швецию. Так как Осман Соуккан уже долгие годы жил в Европе, жизнь в Турции оказалась для него непривычной.

В 1956 году семья Соуккан получила шведское гражданство. Осман и Эмине Соуккан продолжили бизнес по стирке и глажке белья. Но Эмине также выучилась на парикмахера и открыла собственный салон. Осман Соуккан был имамом и активным участником Тюрко-исламской религиозной и культурной ассоциации.

Использованные источники:

1. Abiline Toomas, Ringo Ringvee. Estonia // Muslim Tatar Minorities in the Baltic Sea Region (Muslim Minorities Series 20, 2016). P. 105–128.

2. Sorgenfrei S. Establishing Islam in Sweden: The First Tatar Community and Muslim Congregation and Their Sources // Studia Orientalia Electronica. Special Issue: Tatars in Finland in the Transnational Context of the Baltic Sea Region, Vol 8. No. 2. 2020. Р. 82-93.

3. Ståhlberg Sabira, Ingvar Svanberg. Sweden // Muslim Tatar Minorities in the Baltic Sea Region (Muslim Minorities Series 20, 2016). P. 143–158.

4. Интервью и консультации с Туркером Соукканом.

Социальные комментарии Cackle