Традиционно мусульмане в Индии жили в основном в городах. Даже знатные землевладельцы, чьи основные источники доходов располагались в сельской местности, предпочитали переезжать в города, которые расширялись и украшались непрерывными стараниями представителей династии Великих Моголов.
После знаменитого Великого восстания, которое еще называют восстанием сипаев 1857-1861 годов, мусульман ожидал крах их цивилизации на всем Индийском субконтиненте. Мусульмане приняли самое активное участие в восстании, а последний представитель династии Великих Моголов Бахадур-шах был его номинальным предводителем.
Колонизаторы-англичане возложили всю ответственность за восстание на мусульман и на них обрушились репрессии: целые кварталы Дели были стерты с лица земли, тысячи мусульман были повешены или разорваны выстрелами из пушек, к жерлам которых их предварительно привязывали.
Пережитая трагедия способствовала самоизоляции мусульманской общины. Тем временем западное образование стало обязательным для тех, кто хотел работать в колониальной администрации, но мусульмане отвергли идею сотрудничества с колонизаторами. Они не смогли примириться с поражением и для них согласие на получение западного образование выглядело как согласие с колонизацией их страны. Со своей стороны индуисты не испытывали предубеждений на этот счет и вскоре именно они заняли многие посты в колониальной бюрократической системе.
Влиятельные мусульманские богословы обвиняли представителей династии Моголов в религиозной эклектике – стремлении объединить обычаи индузима и ислама и объясняли ее падение влиянием индуистов, под которое они подпали. Они призывали вернуться к чистому исламу, свободному от примесей местных обычаев и верований.
Даже с учетом того, что знатные мусульманские семьи стали постепенно вестернизироваться основная часть мусульман продолжала следовать традициям и обычаям предков, посылая детей в медресе, в то время как индуисты обучали свое подрастающее поколение в общественных школах.
Проблема современных индийских мусульман усугубилась еще и тем, что при отделении от территории бывшей Британской Индии вновь образованного государства Пакистан основная часть образованной мусульманской элиты переехала туда. Оставшиеся в Индии мусульмане, как привило, не имели достаточного уровня образования и, в добавок к этому, были сильно деморализованы случившимися событиями. Мусульмане начали обосабливаться и образовывать гетто, противопоставляя себя индуистам, которые правили Индией. Лишь немногие мусульмане могли писать и говорить на хинди – официальном языке страны.
Межобщинные конфликты и войны, которые вела Индия с мусульманским Пакистаном, не улучшали положение индийских мусульман, на которых зачастую смотрели как на «пятую колонну».
Тем не менее положение мусульман начало меняться и во многом этому способствовало изменение демографической ситуации. И хотя результаты переписи населения Индии 2011 в части конфессиональной принадлежности остаются закрытыми многие полагают, что это было сделано для того чтобы скрыть факт того, что мусульманское население страны растет быстрее чем ожидалось.
Как пишет журнал The Economist, частные исследования показывают, что мусульман в Индии насчитывается 177 миллионов или 14,6% населения страны.
Это показывает, что хотя уровень рождаемости в Индии падает, уровень рождаемости среди мусульман падает медленнее, чем у остальных конфессиональных групп.
Несмотря на межобщинные столкновения и недоверие, вызываемые инцидентами, подобными разрушению мечети Бабри или массовые убийства мусульман в Гуджарате, а также нападения военизированных групп, базирующихся в Пакистане, подобные атаке на Мумбай, складывается впечатление, что индийские мусульмане в настоящее время гораздо более интегрированы в социум чем ранее.
Если не брать во внимание Кашмир, мусульмане в Индии живут в относительном спокойствии и процветании.
The Economist пишет: «Глава национальной Комиссии по делам меньшинств Ваджахат Хабибуллах настроен позитивно: мусульмане Индии опережают своих единоверцев в Пакистане по нескольким важным показателям, включая более низкую детскую смертность и более высокий процент грамотности и образования».
Однако мусульмане Индии продолжают сталкиваться с многочисленными проблемами в своей жизни: например лишь 8% городского мусульманского населения занято в формальном секторе экономики, в то время как эта доля среди общего количества городских жителей составляет 21%. 31% мусульман живет ниже уровня бедности. Этот показатель сравним лишь с положением представителей низшей касты неприкасаемых, среди которых за чертой бедности существует 35%. Уровень доходов у мусульман также падает по сравнению с уровнем доходов у индуистов.
Ильдар Мухамеджанов