Святые места Куддеса (Иерусалима) в тридцатых годах прошлого века

 

«В мусульманских странах» так называются путевые заметки  общественного деятеля и писателя Гаяза Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины более 80 лет назад.

Islam-today продолжает публикацию очерка.

Вторая самая старинная мечеть Куддеса назывется «Мечеть аль-Акса». Она установлена в одном из уголков Харама и возводилась во времена преосвященного халифа Омара. Первоначально это была небольшая постройка, позднее к ней пристроили более объемное здание. И эта первоначальная мечеть теперь смотрится как небольшая комнатка мечети аль-Акса. Именно в ней сегодня совершаются праздничные намазы, на которые собирается очень много мусульман. Говорят, что мечеть способна вместить до десяти-пятнадцати тысяч молящихся. Когда мы осматривали достопримечательность, там велись реставрационные работы. Экскурсовод, рассказывая нам об этом храме Аллаха, часто упоминал, что «вот здесь совершал намаз Ибрагим алейхивассаллям, а вот в этом месте читал намаз Исмагил, там – Муса, далее другие пророки». Упоминание этих имен приводит в трепет каждого правоверного, и ясно осознаешь значение этих исторических личностей и данной мечети.

На Святой Земле имеются достопримечательности иудаизма. В одном из переулков между двумя стенами  находится святыня, которую мусульмане именуют как «Буракель-шариф». Среди европейцев это место известно как «Стена плача». На одной из стен сохранились надписи, высеченные еврейскими буквами. По заверениям знатоков эти камни помнят времена, когда престол царя Соломона, да и все Иудея процветала во всем своем великолепии. Это памятное место теперь находится в окружении мусульманских кварталов. Однако с древнейших времен правители-мусульмане не чинили препятствий приходить сюда иудеям и отправлять свои религиозные обряды, читать Тору, молиться и, плача, поминать свою славную историю. Известно, что после первой мировой войны англичане заверили иудеев в том, что на землях Палестины для них будет основано «Национальное государство». В связи с этим обстоятельством сюда хлынули тысячи евреев со всего света чтобы увеличить численность населения. Таким образом, началось освоение этих земель иудеями. Постепенно  они стали прибирать к своим рукам и святыню. Поначалу соорудили занавеси, затем отгородили досками и в конечном итоге решили придать постройке вид синагоги. Однако против этого выступили не только правоверные жители Куддеса, но и мусульманская общественность всего мира. В 1930 году после ожесточенных дебатов сия проблема была решена в пользу мусульман и все ограждения были убраны. В судебном порядке было закреплено, что эти земли принадлежат мусульманам. Но и после этого мусульмане не препятствовали иудеям посещать их святыню. Во время нашей экскурсии несколько евреев читали там Тору. Повернувшись к каменной стене, обливаясь слезами, громко рыдали. Недалеко от этого места находились несколько полицейских-англичан, которые внимательно наблюдали за происходящим.

Кроме того, здесь расположена одна из святынь христианства – церковь Воскресения. Это очень древняя постройка. Она создавалась во времена византийского императора Константина под покровительством его матери – Елены. Внутри церковь чем-то напоминает историческую мечеть Айа-Суфия. Христиане заверяют, что здесь находится могила Пророка Исы, и указывают на склеп, увешанный светящимися люстрами, который находится здесь же в церкви. Причем здесь имеются многочисленные люстры и светильники, которые принадлежат отдельным течениям в христианстве. Мало того похоже, что светильники различаются не только принадлежностью к разным ветвям христианской религии, а также по национальному признаку. С давних времен охрану склепа осуществляют христиане-арабы. Внутри церковь поделена на отдельные зоны. Самая большая из них принадлежит католикам, вторая – греческой церкви, третья – армянской и четвертая – арабам, исповедующим христианство. Представители этих церквей ведут свои богослужения порознь, тщательно оберегают свои пределы от посторонних. Даже колокола здесь поделены. Бросилось в глаза, что, по сравнению с остальными, греческой и армянской церквям отведено больше места.

Все дело в том, что с давних пор эти площади были предметом ожесточенных распрей и борьбы. Турецкая администрация, владевшая этой территорией, была вынуждена подключиться к решению этих проблем. А так как греки, армяне и арабы-христиане являлись подданными Турции, она выступала их покровительницей. Именно этим и объясняется превосходство этих церквей в обладании площадью на территории церкви. Храм в настоящее время находится в неприглядном виде, местами каменные стены обвалились.

Во время землетрясения разрушился один из куполов. Очевидно, что здание не выдержит очередного стихийного бедствия. Я не удержался и поинтересовался у одного священника, почему не предпринимаются меры по реставрации храма. На что он ответил: «Для этого необходимо всем церквам объединить усилия, однако каждая церковь стремится взять на себя большую часть работ и потому нет согласия, а храм продолжает разрушаться. В период правления турок было лучше, ведь они – мусульмане и разрешали возникающие споры объективно. Султан, не дожидаясь пока мы придем к единому мнению, брался за работу и выполнял ее. Нынешние власти - англичане, хотя и исповедуют христианство, игнорируются всеми нашими церквами».

Кроме того, в этом храме выставлено множество христианских святынь. Мое внимание привлекло изваяние пресвятой Марьям, выполненное в мраморе, которое было увешано украшениями из золота и драгоценных камней. Этих даров было так много, что ими не только была обвешана сама статуя, но и пол вокруг нее был покрыт украшениями.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий. 

Социальные комментарии Cackle