«В мусульманских странах» так называются путевые заметки общественного деятеля и писателя Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины и Египта более 80 лет назад.
Islam-today продолжает публикацию очерка.
Для меня этот городок – Гакка представлял интерес еще и потому, что здесь располагалось захоронение основоположника, так называемого, «бахаизма» - Бахауллы. Недалеко от его могилы были выстроены даже гостиницы для паломников. Как известно, во второй половине XIX века в мире Ислама появился совершенно новый масхаб. Иногда его еще называют «мазхаб баби» или в европейской огласовке «бабизм». Это название берет начало от имени действительного создателя данного течения иранского ученого и проповедника Саида Али Мухаммада аш-Ширази Баба. Его мазхаб в Иране называют также «бадмазхабом» или неправильным, недозволенным мазхабом.
Не случайно сам проповедник был взят под стражу и расстрелян. Идеи мученика были подхвачены Бахауллой, который родился в Тегеране в 1260 году по хиджре. Этот человек придал учению завершенный вид с религиозными ритуалами и традициями. Главная цель сторонников течения - объединить все мировые религии в единое целое и создать условия для представителей каждой религии совершать свои религиозные ритуалы и богослужения. (В XIX веке, например, торговец из города Саратова по фамилии Курамшин загорелся идеей создания аналогичного мазхаба и даже выпустил какую-то книгу – прим. Г.Исхаки). И хазрати Баб и этот Бахаулла были выходцами из мира Ислама и не случайно в основе их учения были положены идеи мусульманской религии. И у них имеется намаз и ураза, однако, приверженцы бахаизма совершают лишь три намаза в день, а ураза длится всего девятнадцать дней.
Они придумали и свои молитвы, имеется у них своя книга, однако она является всего лишь жалкой копией Благородного Корана. В те времена, когда упомянутый Бахаулла начал проповедовать в Иране свои идеи, то правители страны изгнали его и он нашел прибежище в Турции. Султан Абдулмеджид из сострадания определил ему место пребывания в городе Гакка. Здесь то и закончил он свои дни в 1309 году. Свидетельства того как в XIX веке в Исламе наблюдались реформаторские идеи мы видим и из нашей истории. Актуальность их ощущается во взглядах и деятельности наших известных соотечественников и крупных религиозных деятелей таких как Габденнасир аль-Курсави, Шигабутдин аль-Марджани.
Возможно, деятельность и вышеупомянутых деятелей как Баб и Бахаутдин надо рассматривать в таком же ключе, как стремление и даже поиск ответов на вопросы, которые стояли перед мусульманским сообществом в те времена. Однако следует признать и тот факт, что в те годы этот мазхаб вызвал жестокие разногласия и споры среди мусульман, послужил поводом к фитнам-противостоянию. Впоследствии мазхаб довольно широко распространился в Иране и Индии, а его лидер Бахаулла приобрел большую популярность и собрал вокруг себя множество мюридов. Однако течение не удовлетворилось только этим и плавно перетекло в Европу и даже в Америку и завоевало внимание своих приверженцев.
Естественным было наше желание посмотреть на захоронение основателя мазхаба – Бахауллы. Это был, возможно, самый богато украшенный склеп во всем исламском мире. Даже язык не поворачивался назвать его склепом, это был настоящий дворец. Полы его были устланы очень дорогими паласами, а стены украшены великолепными письменами, а вокруг самой могилы были установлены красивейшие свечи. Захоронение буквально утопало в цветах и напоминало благоухающий цветник. Все это не имело никакого отношения к восточной традиции, и было целиком заимствовано из Европы и стоило баснословных денег. Прилегающая территория была облагорожена, и представляло собой большой парк.
На его территории имеются несколько каменных зданий, напоминающих богато декорированные дворцы средневековых вельмож в викторианском стиле. В одном из них в настоящее время проживают дочери Бахаутдина со своими семьями, в других располагаются его мюриды и последователи. Здесь же при жизни проживал и сам глава мазхаба. Нам посчастливилось побывать и осмотреть одну из гостиниц, которая блистала чистотой и уютом. Хотя могла быть отнесена к отелю среднего пошиба одной из крупных европейских столиц. Здесь было все и спальные комнаты, кабинеты, столовые, библиотеки, бассейны и душевые. В читальне мы обнаружили объемистую картотеку на десятки тысяч книг, газет и журналов о бахаизме.
Книжные полки и столы уставлены книгами в ярких обложках, которые ждут своих читателей-приверженцев бахаизма. Номера гостиниц также ждут новых адептов-мюридов и все это совершенно бесплатно. Не потребуют здесь оплаты и за питание. Со всем этим хозяйством знакомил нас азербайджанец из Ирана. Мы с ним изъяснялись на азербайджанском диалекте турецкого языка. Он показал нам жилище Бахауллы, его записи, книги. Все это бережно сохраняется. На мой вопрос: «Кто же присматривает за всем этим добром?» Экскурсовод ответил: «Я сам и последователь бахаизма-выходец из Японии». Меня интересовал вопрос, откуда поступают средства на содержание всего хозяйства и имеется ли фонд. Мой собеседник ответил, что все средства поступают от мюридов, ведь святая их обязанность - сохранение могилы учителя и памяти о нем.
Когда мы покидали дворец, нам навстречу попались три старые англичанки весьма неприглядной внешности и рядом с ними какой-то японец. Наш сопровождающий пояснил, что это мюриды-последователи Бахаутдина, прибывшие сюда недавно из Америки. Заправлял всеми делами после смерти Бахаутдина его сын по имени Гиас, а настоящее время руководит хозяйством внук по имени Шауки, который проживает в Хайфе. Мне также поведали о том, что этот Гиас не порывал с Исламом и каңдую неделю приходил на пятничный намаз в мечеть, раздавал щедрой рукой милостыню нуждающимся, а вот молодой Шауки, обучавшийся в Европе. Совершенно отошел от Ислама.
Islam-today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.