В истории ислама немало женщин-татарок, трудившихся во благо религии, способствуя ее развитию и укреплению, за что мы можем гордиться ими.
Среди них и моя соотечественница, супруга видного религиозного деятеля, основателя медресе «Мухаммадия» Галимджана Баруди – Бибимахруй, которая служила народу не только своими знаниями, но и имуществом.
Махруй Барудия родилась в 1863 году в деревне Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне Кукморский район Республики Татарстан).
Богач Исхак, отец Махруй, был образованным и глубоко религиозным человеком. Ее дед Муса Утямышев владел прядильной и ткацкой фабрикой, способствовал приходу к исламу шестидесяти односельчан, которые ранее являлись многобожниками, а в последствии построил для них мечеть. А ее прадед (отец Мусы) Габдулла Утямышев был известным меценатом, купцом первой гильдии. В 1791 году он построил в родной деревне двухэтажную каменную мечеть.
Казанская Каменная мечеть (Таш мәчет), которая находится по адресу М. Гафури, 34, также была построена Габдуллой Утямышевым. Упоминая о богаче Габдулле, Шихабуддин Марджани писал о нем в своем труде под названием «Мустафадуль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар»: «Упоминая о его благодеяниях и богоугодных поступках, говорят, что он построил около ста пятидесяти мечетей».
Это интересно: Амбициозный Баруди: что мы еще не знаем о выдающемся богослове?
Таким образом, Махруй принадлежала к уважаемому и богатому роду. В 1883 году Исхак выдает своих дочерей Махруй и Бибинагима замуж за братьев Галимджана и Салихджана Баруди, породнившись с известной семьей Галиевых, основавших медресе «Мухаммадия». Никах молодоженов был прочитан в родной деревне девушек в мечети села Маскара.
В 1889 году, обосновавшись в Казани, Махруй ханум собирает на первом этаже своего дома девочек из бедных и неимущих семей, и начинает обучать их. А в 1890 году, следуя примеру своего мужа Галимджана Баруди, она одной из первых открывает школу для девочек, в которой преподается по новому методу.
Поражает, насколько с пониманием могла относиться Махруй ханум к девочкам из бедных семей, будучи сама из зажиточного рода.
Щедрая, великодушная и милосердная женщина не только обучала и воспитывала девочек, но и взяла на себя обязанности по их содержанию. Своими благими поступками она помогла многим девочкам найти свое предназначение и спасла их от жизненной пучины.
Словно Хадиджа для Посланника Аллаха ﷺ, Махруй была верной спутницей своего мужа, его опорой. Свое богатое наследство в 30 тысяч она потратила во благо просвещения и помощи бедным.
Что известно о незаурядной Мухлисе Буби? Подробнее: Жемчужная россыпь в «Мухаммадии»
Когда встал вопрос о расширении здания медресе «Мухаммадия», она тут же выделила 2 тысячи рублей на строительство. Ее родной брат Габдулла Утямышев также пожертвовал 4 тысячи рублей на строительство медресе. На эти средства был закуплен соседний участок и отстроен двухэтажный деревянный корпус.
Помимо этого, Махруй ханум внесла существенный вклад и в учебную деятельность медресе «Мухаммадия», выделяя средства из личных сбережений на покупку учебников для шакирдов.
Благодаря финансовой помощи Махруй Барудия, многие преподаватели медресе смогли пройти обучение в Стамбуле, Каире и Бейруте. Перед своей смертью Махруй ханум пожертвовала 8 тысяч рублей во благо нужд «Мухаммадии».
Гордость нашего народа покинула бренный мир в самом расцвете сил весной 1904 года, когда ей было всего 41 год. Она была похоронена на кладбище Новотатарской слободы. В своих воспоминаниях о ней Баруди говорил: «Что касается моей жены Махруй, она была образцом творения».
Предки Махруй ханум похоронены на Маскаринском кладбище. Среди древних захоронений особо выделяется надгробный памятник, установленный ее знаменитому прадеду – Габдулле Утямышеву. Неплохо сохранилось надгробие и ее отца Исхака.
Председатель совета аксакалов, имам-хатыйб Маскаринской мечети Мунир хазрат Юсупов говорит: «Среди 33 сохранившихся древних надгробных памятников 22 принадлежат роду Утямышевых». Начиная с 2018 года в селе Маскара ежегодно проходит научно-практическая конференция «Маскаринские чтения», в ходе которой участники посещают древние могилы и возносят дуа за ее обитателей.
Да примет Всевышний Аллах все благодеяния Махруй абыстай, а нам дарует возможность последовать ее примеру, чтобы и о нас оставались не менее прекрасные воспоминания.
Гузалия Сайфуллина