Вопрос, который часто задают в последнее время: "Какие толкования Корана достойны внимания, и можно ли пользоваться переводом смыслов Священного Писания для изучения основ религии"?
Ответ: Истинное толкование Благородного Корана знал только Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и передал эти знания своим Сподвижникам (да будет доволен ими Аллах). Не существует никакого другого, более верного толкования (Тафсира) Корана, кроме собрания его сообщений (хадисов). Эти сообщения (с соответствующими комментариями) были переданы Сподвижниками следующему поколению - Таби'унам. Затем, Таби'уны передали эти знания своим ученикам - Таба'и Таби'унам. Таким образом, посредством цепи надежных передатчиков, эти сообщения достигли следующих поколений настоящих ученых Ислама (да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля) и пришли к нам.
Ученые Ислама не переводили Коран, а давали более подробное разъяснение (Та'виль) уже полученного толкования (Тафсир) Пророка, мир ему и благословение Аллаха, от Сподвижников с их согласованными комментариями. Толкование учеными Ислама скрытых значений айатов Корана, на основе тех же достоверных сообщений, стали в последующие века называть Тафсир, а ученых, занимающихся тафсиром - Муфассир. Наиболее ценным тафсиром ученые Сунниты считают произведение "Анвару-т-Танзиль" имама аль-Байдави.
Для того чтобы писать и понимать тафсиры, необходимо знать основы двадцати главных наук Ислама. Наука о тафсире (Ильм-и Тафсир) является одной из них. Существуют еще восемьдесят наук, являющиеся составными частями основных двадцати. Толкования Корана, написанные людьми, не достигшими определенного уровня знаний по двадцати исламским наукам, не могут являться Тафсиром даже и в переносном смысле этого слова. В таких работах неизбежно присутствуют собственные рассуждения автора. В подавляющем большинстве случаев такие "тафсиры" не только не принесут пользу, а напротив, могут увести читателя, даже в известной степени образованного, далеко в сторону от Истины. Кроме того, надо учесть, что еще существуют так называемые "тафсиры", составленные на основе искаженного вероучения. Эти толкования хуже яда. Вы можете спросить: "почему хуже? что может быть хуже яда"? Да потому, что мусульманин, "принявший" некую дозу такого яда (поверивший в эти рассуждения), не просто отравится. Теперь представьте себе мусульманина, отравившегося ядом искаженного толкования, - а значит искаженного вероучения! Куда попадают люди с искаженной верой? Да спасет нас Аллах субхана ва тааля и убережет от такой напасти.
Из книги "Люди сунны и согласия"