Фото: Ислам-тудей
Ябынчы, в русифицированном варианте также известное как Епанчино – это деревня, расположенная среди живописных ландшафтов Атнинского района Республики Татарстан. К сожалению, сейчас это исчезающее село, с официальным населением 5 человек (2015 год).
Фото: Ислам-тудей
Однако это поселение имеет глубокое историческое значение, особенно благодаря его связи с Шигабутдином Марджани, одним из самых выдающихся татарских богословов, историков и общественных деятелей XIX века.
Фото: Ислам-тудей
История села Ябынчы восходит к временам Казанского ханства. А название самой деревни судя по всему связано с именем основателя деревни, которого звали Ябынчы.
Фото: Ислам-тудей
Так при изучении древних надмогильных камней Атнинского региона исследователями Иреком Хадиевым и Раифом Мардановым у деревни Ябынчы был обнаружен старый надмогильный камень.
Он принадлежал сыну человека по имени Ябынчы, который скончался в 1503 году. Поэтому историки предполагают, что название деревни скорее всего связано с этим человеком.
Фото: Ислам-тудей
Благоприятное расположение деревни для сельского хозяйства и торговли, позволило ей процветать многие века своего существования.
Несмотря на свой небольшой размер, деревня Ябынчы пережила социально-политические перемены, вызванные падением Казанского ханства, насильственной христианизацией в период Российской империи, а затем революционные потрясения и голод в Поволжье в 1920-е–1930-е годы.
8 интересных фактов из жизни Шигабутдина Марджани
Фото: Ислам-тудей
Шигабутдин Марджани родился в деревне Ябынчы в 1818 году в семье деревенского имама Бахаутдина бин Субхана и его жены Бибихубайбы бинт Абдуннасыйр. Здесь Марджани прожил свои первые три года, а затем семья переехала в деревню Ташкичу.
Фото: Ислам-тудей
Его воспитание в деревне, пропитанной религиозными традициями и культурным наследием, несомненно, повлияло на его последующие работы и вклад в науку. Семья Марджани принадлежала к татарской интеллигенции, и они высоко ценили образование, которое было относительно прогрессивным для того времени.
Фото: Ислам-тудей
В юности он демонстрировал незаурядный интеллект и ненасытную тягу к знаниям. Он получил образование в Бухаре и Самарканде, где изучал теологию, юриспруденцию и философию.
Именно в этот период становления Марджани развил в себе глубокую приверженность принципам просвещения, стремясь примирить современность с традиционными исламскими учениями.
Фото: Ислам-тудей
Влияние Марджани на татарское общество было колоссальным. После завершения образования он вернулся на родину, где стал педагогом, историком и реформатором.
Фото: Ислам-тудей
В своих трудах он рассматривал проблемы, стоящие перед татарами, и выступал за реформы образования, подчеркивая необходимость разработки учебной программы, включающей как светские, так и религиозные науки.
Его труд «Мустафад аль-ахбар», позволил получить важнейшее представление о татарской истории и культуре, привив чувство самобытности татарскому народу.
Фото: Ислам-тудей
Марджани также сыграл важную роль в создании учебных заведений, предлагавших современные светские предметы наряду с традиционными исламскими науками.
Фото: Ислам-тудей
Его приверженность образованию и социальным реформам нашла отклик среди многих татар, что сделало его ключевой фигурой в движении возрождения татарской интеллигенции в XIX–начале XX века.
Фото: Ислам-тудей
Ябынчы, как родина такой влиятельной личности, конечно же должно занимать особое место в истории татар.
Фото: Ислам-тудей
Самоотверженные усилия Шигабутдина Марджани по возрождению татарского народа ощущаются и по сей день.
Фото: Ислам-тудей
Будучи родиной Шигабутдина Марджани, эта скромная деревня сыграла ключевую роль в возрождении татарской идентичности, в формировании системы образования и во многих реформах. Хотелось бы надеяться, что село не исчезнет и будет жить.
Фото: Ислам-тудей
Не рядовой хадж: как Шигабутдин Марджани совершил паломничество