Культура гарема в Золотой Орде и ее влияние на русский быт

В этом году отмечается 750-летие образования одного из величайших государств средневековья, основная территория которой является частью современной Российской Федерации, — это Золотая Орда или Улус Джучи. Пользуясь случаем, хотелось бы посвятить ряд статей этому интересному государственному образованию, которая также внесла свой большой вклад в сокровищницу мусульманской цивилизации.

Прежде чем перейти к теме гарема хотелось бы вкратце рассмотреть роль женщины в Золотой Орде. У тюрков и монголов женщины всегда играли важную роль как в политической, так и в повседневной жизни. Во многих культурах гаремы были распространены среди аристократии, однако нет никакой информации о том, что женщины монгольских аристократов тоже закрывались дома.

Даже наоборот, известно, что Чингисхан при принятии решений в первую очередь советовался с женой Бортэ и мамой Оэлун. Кроме этого, есть другие примеры влияния жен ханов на политическую жизнь: жена Угедей хана - Туракина хатун, жена Гуйук хана - Орулгаймыш, жена Тулуй хана - Соркотани беки правили страной до избрания нового хана.

Такая традиция чингизидов продолжилась и в Золотой Орде. В этой ситуации можно вспомнить о жене Узбек хана Tайдуле, которая давала митрополитам ярлыки и лично переписывалась с Папой Римским. В частности, арабский географ Шигабуддин аль-Умари отмечал, что роль женщины у монголов была настолько велика, что нигде на земле нет тому примера. Среди тюрков-кочевников женщины тоже всегда пользовалась большой свободой и уважением. Таким образом, в Золотой Орде женщины играли очень важную роль.

В последующем такое отношение к женщине сохранялось в культуре волго-уральских татар. Недаром в 19-20 веках именно татарские женщины стали передовыми в открытии учебных заведений для девушек-мусульманок, в европеизации одежды и быта, а остальные мусульманские народы отмечали вольность и строптивость татарок.

Слово «гарем» происходит от арабского “харам” - что означает «запретное, священное место». Этим словом обозначали женскую половину дома в мусульманских семьях, куда мужчинам вход был запрещен — исключение делалось лишь для хозяина дома. Гарем как явление возник у Абассидов — династии арабских халифов, правивших на Ближнем Востоке с 750 по 1258 год.

У нас нет никаких сведений о затворнической жизни женщин в Золотой Орде, и о том, что они не показывались чужим мужчинам. Культура гарема появляется в Золотой Орде постепенно лишь с принятием Ислама [Ислам становится официальной религией Золотой Орды во времена правления Узбек хана (1312-1342)] и под религиозным влиянием: с одной стороны, Хорезма, с другой стороны, Египта.

Однако культура гарема и закрытия женщин не нужно воспринимать как отрицательное обстоятельство, потому что, если посмотреть на тот исторический период, становится очевидным, что этот обычай был правилом только для целомудренных и уважаемых женщин. В то время такие обычаи являлись выражением статуса и знатности. А для мужей и отцов женщин такого рода правила были показателями их достатка.

Также известно, что в 15-16 веках на Руси знатная женщина закрывалась дома и не показывалась чужим мужчинам. Австрийский дипломат Герберштейн пишет, что женщины были запертыми в домах, чтобы они не выходили на улицу, за ними тщательно следили. Именно поэтому русские знатные женщины не ходили в церковь и занимались различными делами по дому.

В 1498 году в русский дворец приехал посол римского императора Фридриха III, чтобы просить руки дочери князя за одного из родственников императора и пожелал увидеться с девушкой. Однако это просьба посла было отвергнута. Выходя на прогулку, русские женщины садились в закрытые повозки и таким образом оставались далеко от чужих глаз.

Если считать, что такая традиция была в Золотой Орде и помнить о том, что среди русских эта традиция стала особенно распространяться в 16 веке, мы можем предположить, что такая манера обращения с женщинами в аристократических семьях пришла из Орды.

Особенно в период начала ослабления Золотой Орды, много влиятельных татар вместе с женами и семьями переселились в русские земли. Русские княжества очень хорошо относились к этим татарским семьям, и они стали влиятельными представителями знати.

Предположив, что их жены закрывались и жили затворнический жизнью, и зная, что русские, чтобы чувствовать своё знатное положение во многом подражали татарам, даже перенимали их имена, можем сказать что и жены богатых русских тоже стали подражать татарским женщинам.

В тоже самое время золотоордынские ханы и влиятельные сановники выдавали своих дочерей замуж за русских князей. Эти девушки, несомненно, придя в русский дворец, продолжали часть своих обычаев и традиций.


Мухсин Нурулла

Основной источник:

Камалов И.Х. Золотая Орда и русский улус / пер. с турец. яз. И.М. Миргалеев. Казань, 2016.

Социальные комментарии Cackle