Как в XVIII веке абызы лечили татар?

Иван Иванович Лепехин (1740–1802) – известный русский ученый энциклопедист, путешественник и естествоиспытатель. В 1768–1772 годах он принял участие в большой научной экспедиции, с целью исследовать различные российские провинции с естествоведческой и этнографической точек зрения. Записи, сделанные Лепехиным во время путешествий, легли в основу его труда «Дневные записки путешествия…»

Благодаря записям Лепехина об абызе татарской деревни Красное (ныне село Красный Остров Сеченовского района Нижегородской области) мы узнаем о том, как же в те далекие времена лечились татары.

Нужно так же отметить, что деревня Красное была одной из первых татарских деревень, которую Лепехин встретил во время своего путешествия.

В те времена абызы выполняли не только роль духовных лидеров мусульманской общины, но и часто занимались врачеванием. Путешественник расспросил абыза о том, какими средствами ему удается лечить народ. Оказалось, что для татар самым главным лекарством от болезней была бобровая струя.

Бобровая струя, известная в медицине как «кастореум» – это густая маслянистая жидкость, которая вырабатывается в особых железах речных бобров. С помощью нее животные метят свою территорию.

Эта жидкость имеет темно-бурый цвет и характерный мускусный запах с дегтярным оттенком. До сих пор в медицине струя бобра используется как антиспазматическое и успокаивающее средство.

На втором месте по важности стояла киноварь, которая, как считалось, могла справиться даже с самыми тяжелыми болезнями.

Киноварь – это самый распространенный минерал ртути. Он имеет алый цвет, поверхность минерала часто похожа на пятна крови.

Название «киноварь» происходит от греческого «киннабари». По одной из гипотез это название пришло от древне-персидского «зинжифрах», что переводится как «кровь дракона».

Это интересно: Исламская медицина: качественно, бесплатно, для всех

Известно, что еще III веке до нашей эры китайские врачеватели использовали киноварь для лечения множества болезней, в том числе проказы и сифилиса.

Даосские алхимики добавляли порошок из киновари в свои «снадобья бессмертия». В трудах арабских медиков она считалась прекрасным средством от кожных заболеваний.

По словам Лепехина, в те времена татары считали, что нет ни одного недуга, который бы устоял лечению этим средством. Для этого больного сажали над жаровней, куда бросали киноварь.

Затем его сверху окутывали епанчей или какой-либо другой одеждой и парами киновари окуривали ту часть тела, которая болела. Аналогичный способ лечения болезней под названием «сидеть на киновари» был распространен среди знахарей в русских деревнях.

Среди лекарственных средств абыза также был обнаружен мышьяк. Считалось, что в малых дозах он улучшает кровь. Другим лекарственным средством в запасниках муллы оказалась небольшая склянка крепкой водки.

Ею лечили больных во время лихорадки. В таких случаях в стакан воды капали три капли водки и давали выпить больному.

Последним важным лекарственным средством в арсенале абыза оказался корень сарсапариллы.

 

Сарсапарилла – это ползучий низкорослый кустарник, исторической родиной которого считаются тропические леса

Латинской Америки. Корень этого растения славится своей способностью защищать печень от вредного воздействия токсинов и воспалительных процессов, он хорошо очищает кровь, борется с злокачественными опухолями и препятствует окислительным процессам в организме.

Веками корень сарсапариллы считался самым эффективным средством борьбы с гнойной болезнью (сифилис) и другими кожными заболеваниями.

По утверждению Лепехина, татары употребляли корень сарсапариллы весьма сходно с врачебными рекомендациями того времени.

Золотник корня нарезали на мелкие кусочки и клали в горшок с водой. Крышку горшка замазывали глиной и двое суток томили в теплоте. Каждое утро больному давали по стакану такого отвара.

А откуда же татары брали такие, часто экзотические, средства для лечения болезней?

Согласно записям Лепехина, они покупали их у лекарей за большие деньги или же просили знакомых купить их на знаменитой Макарьевской ярмарке.

Почему мусульманам запрещено спать на животе?
Излюбленная поза многих людей во время сна – на животе. Любители поспать на животе расстраиваются, узнав, что такая поза не желательна с точки зрения ислама. Почему – разберем в нашей статье.
21.12.2021
11469

Все фото: elements.envato.com

Социальные комментарии Cackle