Продолжаем тему появления татарских торговцев в Финляндии и ее освещение в финской прессе.
Начало публикации читайте здесь: Загадочные восточные торговцы Финляндии
К середине 1880-х годов наблюдения за татарскими торговцами проводились в десятке городов, в том числе Тампере (Таммерфорс), Хямеэнлинна (Тавастехус), Котка, Порвоо (Борго), Турку (Або), Мариехамн, Уусикаупунки (Нистад), Раума, Пори (Бьёрнеборг) и Оулу (Улеоборг).
Во второй половине 1880-х годов к списку добавились новые города: например, Ловииса, Таммисаари, Форсса и Коккола. Корреспондент Кокколы в 1888 году сообщил, что татары в «огромном количестве» прибыли в город на зимнюю ярмарку. Позднее татары продвинулись далеко на север, в такие города как Кеми и Торнио.
Появление татарских торговцев в Финляндии можно объяснить двумя факторами. Первым был рост финской экономики 1860-х годах, который стимулировал потребление. Одновременно население увеличивалось в результате улучшений в области здравоохранения и общих условий жизни.
Экономический рост отчасти был результатом либерализации экономики, способствовавшей промышленному развитию. Особенно была сильна лесная промышленность, она переживала настоящий бум из-за возросшего мирового спроса. Экономическое ускорение предоставило низшим слоям общества новые возможности для работы и более высокую заработную плату, что позволило им также тратить деньги на потребительские товары.
В территориально обширных, но малонаселенных регионах бродячие мелкие торговцы традиционно играли важную роль, отвечая на растущие потребности и предлагая потребительские товары низшим слоям общества. В случае с Финляндией торговцы из Российской империи играли ведущую роль в этом процессе.
Вторым фактором, объясняющим появление татар, было развитие транспортной системы, необходимой для повышения мобильности как торговцев, так и товаров.
Большинство городов, которые посещали татарские торговцы, располагались либо на побережье, либо вдоль железнодорожных путей. В газетах есть свидетельства того, что татары ездили на ярмарки по Великому княжеству на регулярном транспорте.
В то время как пресса стала отмечать, что татары торгуют в Финляндии, татарские имена можно встретить в списках пассажиров регулярных пароходов. В августе 1883 года в газетах появились списки пассажиров, в которых упоминается, что восемь татар прибыли в Турку на пароходе Або из Санкт-Петербурга.
Кажется разумным предположить, что это была та же группа татар, которая, как сообщалось, в течение нескольких недель на пароходах прибыла для посещения ярмарок в близлежащих городах Пори и Раума. Торговцы, путешествующие на корабле, также были отмечены в ряде других городов.
Весной 1886 года местная газета в Котке писала, что татарские торговцы, как и в предыдущие годы, должны прибыть в город в большом количестве, как только начнется сезон навигации.
В 1896 году из Турку отправился пароход, перевозивший в основном татарских и еврейских торговцев, направлявшихся на ярмарку в Сало со своими товарами. Из Турку татары также отправились в Мариехамн на Аландских островах, куда можно было добраться только по морю.
Мобильности людей и товаров также способствовало расширение железнодорожной сети, особенно после того, как финская железнодорожная сеть была присоединена к российской. Железнодорожная линия между Риихимяки и Санкт-Петербургом была открыта в 1870 году.
Это было знаменательное для татар событие, которые позволяло им удобно перемещаться между Финляндией и их родным Сергачским уездом, расположенным к югу от Нижнего Новгорода. Железная дорога упростила торговлю и поддержание семейных связей между родиной и местом торговли.
Большое расстояние делало татар более зависимыми от средств передвижения, в отличие от русских торговцев, которые жили в приграничных с Финляндией районах и традиционно передвигались пешком.
Кроме того, железная дорога была необходима для перевозки грузов. Татары в основном приобретали свой товар в Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Кроме того, Нижний Новгород был крупным торговым городом и принимал у себя одну из самых важных ярмарок Российской империи, известную как Макарьевская ярмарка.
Железная дорога сыграла важную роль в расширении татарской торговли и в пределах Финляндии: в 1886 году железная дорога достигла Оулу, а в 1893 году – Кеми и Торнио, двух самых северных городов, где упоминаются татарские торговцы.
К концу XIX века, татарские торговцы стали менять схему торговли и селиться в Финляндии на постоянной основе. Некоторые из них открывали магазины в городах и нанимали других татар для продажи и распространения своих товаров.
С тех пор в сельской местности можно было увидеть в основном молодых татарских мужчин, перевозящих товары на велосипедах. Торговые площади, такие как ярмарки, рыночные площади и улицы – а в случае разносной торговли также и частные дома – были местом для культурного взаимодействия между торговцами «извне» и оседлыми местными жителями.
Хотя татарские торговцы в Финляндии были немногочисленными в абсолютном выражении – они никогда не превышавшими нескольких сотен человек, в конце XIX века, многие финны вступали с ними в контакт из-за их передвижной торговли.
После образования Советского Союза в 1922 году татарам пришлось сделать окончательный выбор между Россией и Финляндией. Нестабильные условия в их родном регионе сыграли решающую роль в их решениях. Первая мировая война и революция разрушили российскую экономику, нехватка продовольствия привела к голоду, а перспективы выживания на родине, опустошенной гражданской войной, были неопределенными.
Возможности поддерживать контакты с родными деревнями ослабли, поскольку граница между Финляндией и Советским Союзом закрывалась в 1920-х годах. Многие татарские семьи решили поселиться в Финляндии на постоянной основе, где община существует по сей день и насчитывает около 600 человек.
Основной источник:
Исследования Йоханны Вассхольм