Финские татары: как Гражданская война повлияла на национальные меньшинства в Финляндии
На данный момент еще мало исследований о том, как Гражданская война в Финляндии между белыми и красными финнами повлияла на судьбу местных татар.
Речь идет о братоубийственной войне, которая вспыхнула вслед за октябрьской революцией в России и провозглашением Финляндией независимости 28 ноября 1917 года. Большая часть информации основана на автобиографическом материале, последующих допросах властей и семейных историях. Из этих разрозненных источников можно сделать лишь обобщенные выводы.
Татары в Финляндии с 1870-х годов занимались торговлей и несмотря на удаленность от родины строго придерживались ислама. Поэтому в этой гражданской войне они не поддерживали красных.
Поскольку татарские общины располагались в основном на территории, контролируемой красными, в южных городах – за исключением, например, Оулу, Ваасы и Куопио – они, вероятно, стремились жить так же незаметно, как и остальное мирное население.
Читайте также: История татар: как татары оказались в Финляндии?
В Терийоки красногвардейцы во главе с главнокомандующим Красным фронтом Хейкки Кальюненом арестовали местных бизнесменов и сторонников белых, в том числе татар, и конфисковали их имущество. Некоторые татары, находившиеся в приграничье с Россией, бежали на российскую территорию, чтобы дождаться, пока обстановка в Финляндии не успокоится.
Татары также оказывались жертвами белых финнов. Расстрелы, совершенные белыми в Выборге 29 апреля 1918 г., получили название этнических чисток, потому что среди сотен жертв были известные сторонники белых и нейтральные гражданские лица. Единственным объединяющим фактором, вероятно, было то, что жертвы считались русскими.
Среди опознанных жертв есть несколько татарских имен: Айнетдин Хайретдинов, Фаттах Алемханов и другие. Позже по приказу Маннергейма были предприняты попытки выяснить исполнителей казней, но безрезультатно.
Помимо гражданских лиц, среди русских военных, расквартированных в Финляндии, были татары с разных уголков Российской империи. Если торговцами были в основном татары из Сергачского уезда Нижегородской губернии, то татары-солдаты в основном были из Казанской, Уфимской, Оренбургской и Симбирской губерний. Есть случаи, когда в 1917–1918 годах несколько мужчин-татар, прибывших в Финляндию, временно покинули страну, чтобы служить в русской армии.
Однако переходя на гражданскую жизнь, они избегали преследований и вербовки в солдаты.
В те времена слова «tataari» или «tattari» (то есть «татар») использовались в финской прессе c уничижительным оттенком. Ведь в Европе Россию описывали как «татарско-византийскую» деспотию.
В этом контексте татарство означало отсталость и жестокость, а также расовую и религиозную инаковость. Если Троцкого лаяли, что он еврей, то Ленин был татарином. Красных финнов в белой прессе тоже сравнивали с татарами.
Как и евреи, финские татары столкнулись с предрассудками и дискриминацией из-за политически окрашенной ксенофобии как со стороны белых финнов, так и со стороны красных, хотя именно татарские политики защищали автономию Финляндии в Думе в годы жесткой русификации.
Финские ученые были лучше информированы о положении татар в России и Финляндии. Юрьё Янссон (1877–1936) – известный финский профессор экономики, и Густав Йон Рамстедт – знаменитый финский лингвист дипломат, помогали татарским беженцам.
Это интересно: Татары в этно-мусульманской мозаике Финляндии
Так как среди советских татар были сторонники большевиков, финские власти боялись проникновения шпионов в местные татарские общины. Политические подозрения коснулись и общественной деятельности татар в Финляндии. Заявление о предоставлении гражданства могло быть отклонено лишь на основании простых сплетен. Поэтому после Гражданской войны многие татары старались избегать политики.
Основной источник: исследования историка А. Эльмгрен