В период Золотой Орды тюркский язык и культура, наряду с арабской и персидской, стали носителями «высокой» культуры мирового уровня 1. Основным языком общения в золотоордынских городах и степных районах Улуса Джучи были различные диалекты кыпчакского языка.
Именно на основе этого языка (огузо-кыпчакского типа тюркского языка) в городах Золотой Орды начали формироваться общегородское койне и кыпчакский язык.
В городах Золотой Орды он приобретает статус lingva franco, о чем свидетельствует словарь Codex Cumanicus, составленный в XIII–XIV вв. в одном из городов Улуса Джучи 2. О характере этого языка и его распространенности среди различных слоев городского населения могут свидетельствовать археологические находки 3.
Золотоордынская цивилизация – яркая страница истории мировой культуры
Именно на основе этого общегородского койне и норм литературного караханидского (и, видимо, булгарского) языков сформировался литературный золотоордынский язык – поволжский тюрки 4.
На нем созданы такие произведения старотатарской литературы, как «Гулистан бит-тюрки» Сейфа Сараи, «Мухаббат-наме» ал-Хорезми, «Хосров и Ширин» Кутба, «Нахдж ал-фарадис» (Открытый путь к раю) Махмуда ас-Сараи ал-Булгари, «Кыссас ул-анбиййа» (История пророков) Рабгузи и многие другие известные, но, очевидно, не дошедшие до нас произведения 5. Особый жанр литературы составляли религиозно-философские произведения социально-этического характера 6.
Определенно, что в XIII – начале XIV в. монгольские указы и дипломатические документы частично переписывались или дублировались (например, знаменитая жалованная грамота Узбек-хана венецианскому послу А. Дзено, данная в 1332 г., была переведена на латынь с «куманского» 7, но уже со второй половины XIV – XVI в. в качестве официального государственного языка используется исключительно тюркский (кыпчакский или старотатарский) язык 8.
Расцвет империи Джучидов, развитие городов, становление пышной и синкретичной культуры, формирование общепонятного городского койне и литературного языка (поволжский тюрки), а также активное перемешивание военно-феодальной знати привело к формированию татарской этнополитической общности 9.
1. Schamiloglu U. The Islamic High Culture of the Golden Horde // Proceedings of the Second International Symposium on Islamic Civilization in the Volga Ural Region: Kazan, 24–26 June 2005 / Rafik Muhammetshin, Zeynep Durukal and Güler Doğan (eds). Sources and Studies on the History of Islamic Civilization. Istanbul, 2008.
2. Radloff W. Das turkische Sprachmaterial des “Codex Cumanicus”. St.-Pb., 1887; Абдуллин И. А. Армяно-кыпчакские рукописи и их отношение к диалектам татарского языка // Материалы по татарской диалектологии. Вып. 3. Казань, 1974. С. 166–184.
3. Усманов М. А. О языковых особенностях надписи из Нового Сарая // Сов. археология. 1963. № 3. С. 246.
4. Усманов М. А. Жалованные акты Джучиева Улуса... С. 101–106; Наджип Э. Н. Историко-сравнительный словарь тюркских языков ХIV в. Кн.1. М., 1979. 479 с.; Наджип Э. Н. Исследования по истории тюркских языков ХI–ХIV вв. М., 1989. 281 с.
5. Наджип Э. Н. Исследования по истории тюркских языков... 281 с.
6. Подробное их рассмотрение: Амирханов Р. М. Татарская социально-философская мысль средневековья...
7. Григорьев А. П. Официальный язык Золотой Орды XIII-XIV вв. // Тюркологический сборник. 1977. М., 1981. С. 81–83.
8. Усманов М. А. Жалованные акты Джучиева Улуса... С. 101 и далее.
9. Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV в. С. 89–111; Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV века // Татары. М., 2001. С. 85–96.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина