Фетвы татарских ученых начала XX века: забывчивость в намазе
Вопрос:
Представим, что Бекир эфенди, прочитав три рака’ата намаза аср, сделал салям и приподнялся со своего места. Затем он вдруг вспомнил, что совершил лишь три рака’ата, Как теперь ему поступить? Встать на молитвенный коврик и прочитать один рака’ат и совершить садждаи саху или прочитать весь намаз с самого начала? Ведь имеется хадис о том, как Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в подобном случае прочитал лишь один рака’ат?
Ответ:
Действительно, во многих известных книгах хадисов упомянут хадис о том, как однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) прочитав какой-то из дневных намазов два или три рака’ата, сделал салям и поднялся со своего места. А когда его сподвижник по имени Зульядайн напомнил Ему об этом, Расуль Аллаха Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) вернулся на свое место и завершив намаз, выполнил садждаи саху. Этот случай в качестве примера приводят многие замечательные ученые имамы и улемы, специализирующиеся в науке по хадисам, кроме Абу Ханифы.
Тем самым они высказывают мнение о том, что некоторые погрешности, совершаемые в ходе намаза, и в том числе слова и мысли, высказываемые в намазе, не вредят намазу и вполне достаточно совершить садждаи саху. Причем доводы этих имамов носят веский характер и понятно почему подробно описываются в книгах по фикху и в учебниках по хадису. Имам Абу Ханифа в этом вопросе придерживался позиции предостережения и издал фетву в пользу совершения намаза повторно и в полном объеме.
Имам Навави в книге шархов «Сахих Муслим», исследовав этот вопрос по хадисам, пришел к выводу, что доводы ученых иных мазхабов в сравнении с аргументами имама Абу Ханифы более обоснованы, а потому предпочтительны для следования.
Даже особо почитаемый среди ханафитов автор книги «аль-Бахр ар-Раик» зайнутдин ибн Ибрагим отмечает: «В данном вопросе не совсем убедительны толкования ханафитов и их ответы по этому поводу, в частности, хадис о разговорах во время намаза, который потерял свою силу».
Подобных взглядов придерживались известные ученые-исследователи хадисов и по-настоящему радеющие за чистоту мазхаба шейх ас-Синди и Мауля Абдулхай аль-Лякнави.
Выдающийся ученый в области изучения хадисов и муджтахид Шах Валиулла ад-Дахлеви в своей книге «Худжжатуллахи аль-Балига упоминая о тех вещах, которые наносят урон намазу пишет: «Незначительное телодвижение или произнесение слов, касание постороннего предмета не вредят намазу. Соотнесение высказываний по этому поводу ученых по фикху с хадисами весьма затруднительно. А тот мазхаб, который наиболее соответствует хадисам является истолковывающий их более шире».
Именно поэтому здесь предпочтительнее взгляды тех ученых ханафитского мазхаба, которые высказываются очень осторожно, не использующие категоричных суждений типа «недопустимо не прочитать намаз в полном объеме». Они обычно говорят более обтекаемо, соблюдая адаб, и их выражения звучат примерно так «лучше если возобновить намаз» или «совершается сначала».
из журнала «ад-Дин валь-Адаб» за 1917 год №1
Islam-Today
Читайте также:
-
Как нужно восполнять (када) пост месяца Рамадан?
Как восполнить дни поста Рамадана, когда человек не постился по уважительной причине, либо нарушил свой пост непреднамеренно?
-
Али ибн Абу Талиб - четвертый праведный халиф
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.
Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!).
Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.
Историческая роль халифа Али в Исламе
После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».
Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.
В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит.
После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.
Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.
Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
-
Возможно ли общение с душами умерших людей с точки зрения ислама?
“Аллах приемлет души людей в миг смерти и приемлет души людей, когда они спят. Он удерживает у Себя те души, которым предназначено умереть, и не возвращает их в тела, а отправляет души в тела тех людей, которым не предназначено пока умереть, и они встают после сна до определенного им срока. В этом – явные знамения для людей, обладающих разумом!”.
-
15 достоинств поста
Аллах Всевышний предписал пост каждому мусульманину и сказал, что пост для Него. Верующий не может упустить огромную возможность на обретение довольства Всевышнего. В посте - милосердие и благословение Аллаха, в нем заключено множество достоинств и польз для самого мусульманина
-
Почему пророки никогда не оставляли после себя наследства?
Пророки не оставляли имущества, мешки золота и драгоценностей, а основной их целью...
-
3 вида клятв в исламе и 3 вида искупления за их нарушение
В Исламе существуют три вида клятвы: йамин-и лагв, йамин-и гамус и йамин-и мунакида. Рассмотрим их по порядку...
-
Заучиваем суру "Курайш" в Рамадан (транскрипция+перевод)
Сегодня в рамках рубрики "Заучиваем короткие суры в Рамадан" рассмотрим суру "Курайш", которая была ниспослана Пророку Мухаммаду (мир ему) в Мекке.
-
«Устрой наше дело наилучшим образом»: 3 дуа для успеха в обоих мирах
Что есть настоящий успех? Как его добиться? Если какая-то особая формула успеха для мусульман?