Начало: Как проницательность Абу Юсуфа помогла сохранить семью халифа?
В некоторых биографических источниках, посвященных описанию жизни Абу Ханифы, называется число его учеников близкое к трем тысячам. Чаще всего в источниках упоминаются имена трех сотен из них. Далее мы приведем краткие сведения о четырех ближайших учениках Абу Ханифы, сыгравших главную роль в основании и распространении его мазхаба – Абу Юсуфе, Мухаммаде ибн ал-Хасане, Зуфаре и Хасане ибн Зияде.
Мухаммад ибн Хасан ибн Фаркад аш-Шайбани
Имам, муджтахид и факих Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн ал-Хасан ибн Фаркад аш-Шайбани был родом из Дамаска. Мухаммад родился в сирийском Васате, позже его отец перебрался с семьей жить в Ирак. Поскольку годы его зрелости прошли в Куфе, он получил от Абу Ханифы много ценных знаний, распространителем которых в Сирии он в последствии и стал. Во время правления халифа Харуна ар-Рашида он был назначен судьей Ракки, но вскоре он ушел с занимаемой должности и перебрался жить в Багдад.
Мухаммад ибн ал-Хасан аш-Шайбани также получал знания и от таких шейхов, как Малик ибн Анас и аш-Ша’би. Он написал несколько трудов, где зафиксировал решения по многим спорным вопросам согласно ханафитскому мазхабу, воспитал множество учеников, среди которых немало великих ученых таких, как аш-Шафи’и, который, лестно отзываясь о своем учителе, говорил: «Я получил от Мухаммада ибн ал-Хасана целый воз знаний».
Он пользовался особым почетом и уважением у халифа Харуна ар-Рашида, который однажды даже посетил его занятия. Увидев халифа, все присутствовавшие, кроме Мухаммада ибн ал-Хасана встали. Так и не дождавшись, пока тот встанет, халиф подозвал аш-Шайбани к себе и спросил: «Почему ты не встаешь, когда все остальные встали?»
На что тот ответил: «Таким образом, я лишь хотел оправдать твои по отношению к нам ожидания. Ведь ты почтил нас своим визитом из уважения к знаниям, поэтому и я не захотел, превращать сей визит в службу тебе». Кроме того, сын твоего дяди говорил: «Тот, кто любит, чтобы люди вставали перед ним со своих мест – пусть приготовится занять свое место в аду»[1].
Он имел в виду ученых, а значит те из них, кто встает со своего места, заискивая перед кем-то – встает из страха, а те, кто остается сидеть – сидят из уважения к сунне. Поэтому, почтив сунну, я проявил своё уважение к тебе самому, ведь ты и сам явился сюда из уважения к сунне». На что халиф сказал: «Ты прав, Мухамммад».
Умер Мухаммад ибн ал-Хасан аш-Шайбани на 187 году хиджры[2].
Зуфар ибн ал-Хузейль ибн Кайс ибн Салим ал-‘Анбари ат-Тамими
Другим учеником Абу Ханифы, ставшим одним из основоположников, величайших муджтахидов и факихов ханафитского мазхаба был Абу ал-Хузейль Зуфар ибн ал-Хузейль ибн Кайс ибн Салим ал-‘Анбари ат-Тамими.
В день его бракосочетания Абу Ханифа сказал: «Это – Зуфар ибн ал-Хузейль, которому среди мусульман в его знаниях, благородстве и происхождении нет равных».
Известно, что Абу Ну’айм Фадль ибн Дуккейн – учитель Бухари, сказал: «Зуфар мне как-то сказал: «Принеси мне всё, что у тебя есть из хадисов, я отберу из них для тебя самые надежные».
Зуфар ибн ал-Хузейль был назначен судьей Басры при правлении халифа ал-Махди. Он умер на 158 году хиджры в возрасте 48 лет в Басре.
Об этом ученике Абу Ханифы в источниках можно найти весьма лестные высказывания самых различных авторитетных ученых. Так Яхйа ибн Ма’ин говорил: «В хранении и передаче сведений он был очень благонадежен».
Ибн Хиббан говорил: «Он был факихом с очень глубоким пониманием религии, имел феноменальную память и при передаче сведений практически не ошибался». Абу На’им говорил: «В хранении и передаче сведений его можно считать благонадежным»[3].
Хасан ибн Зияд ал-Лулуи
Абу ‘Али ал-Хасан ибн Зияд ал-Лулуи ал-Ансари ал-Куфи был учеником Абу Ханифы и величайшим муджтахидом и факихом Ирака. Прослужив некоторое время на должности судьи, на которую был назначен против своей воли, он сложил с себя полномочия судьи и начал отшельническую жизнь.
Он был страстным приверженцем сунны, носил одежду своих вольноотпущенных рабов, хорошо знал наизусть все переданные ему Абу Ханифой хадисы и принимал активное участие в распространении его мазхаба. В сведениях, приводимых Мухаммадом ибн Сима’ой говорится: «Я слышал, как Хасан ибн Зияд ал-Лулуи как-то сказал: «Я записал двенадцать тысяч хадисов, переданных Ибн Джурейджем, в каждом из которых нуждаются факихи».
Он оставил после себя множество трудов, дошедших до нас посредством Мухаммада ибн Шуджа’а ал-Сальджи и Шу’айба ибн Аюба. Ученые отзываются о нем как о человеке умном, способном опираться на своё личное мнение и проводить живые аналогии, хотя Ибн ал-Мадани говорит, что Хасан ибн Зияд ал-Лулуи как передатчик был слаб. Об этом мы поговорим отдельно в предыдущих главах[4].
_____________________________________________
[1] Абу Дауд, Адаб, 166.
[2]Саймари, Ахбар Абу Ханифа, стр. 120-130; Хатиб ал-Багдади, Тарих ал-Багдад, II, 172; Ибн Халликан, Вафаят ал-А’йан, IV, 184; Захаби, ал-‘Ибар, I, 302; Яфи’и, Мир’ат ал-Джанан, I, 422; Ибн Кясир, ал-Бидая, X, 202; Курайши, ал-Джавахир ал-Музыййа, III, 122; Ибн Тагрибарди, ан-Нуджум аз-Захира, I,130; Захид Каусари, Булю’ ал-Амани фи Сират Мухаммад ибн ал-Хасан аш-Шайбани.
[3] Ибн Ма’ин, ат-Тарих, III, 172; Ибн Хиббан, ас-Сикат, VI, 339; Захаби, Сийар ал-А’лям ан-Нубаля, VIII, 38; Ибн Халликан, Вафаят ал-А’йан, II, 318; Ибн Хаджар, Лисан ал-Мизан, II, 476; Сафиди, ал-Вафи би ал-Вафайат, XIV, 200.
[4] Ибн Ма’ин, ат-Тарих, III, 114; Ибн Абу Хатим, ал-Джарх ва ат-Та’диль, III, 49; Ибн Хиббан, ас-Сикат, VIII, 168, 173; Хатиб ал-Багдади, Тарих ал-Багдад, VII, 314; Захаби, Сийар ал-А’лям ан-Нубаля, IX, 543; Курайши, ал-Джавахир ал-Музыййа, II, 56.
Islam-today