Джадидизм - просветительское движение
Джадидизм (арабск. - "новый") возник в конце 19 века и просуществовал до первой четверти 20-го века. Джадидизм вызывает массу и интереса и вопросов у поколений не только Средней Азии, где движение зародилось, но и далеко за пределами в мусульманских и христианских государствах. Этот интерес прежде всего обоснован тем фактом, что учение джадидов или джадидистов содержало положение о гуманизме и просвещении, которые актуальны всегда.
Прежде всего необходимо определиться кого называли Джадидами. Джадиды - это прямые последователи просвещенного мнения Исмаила Гаспаринского, который будучи муллой в Крыму, кроме исламских знаний и ценностей отдавал большую долю и светскому образованию. Именно под его руководством в Азии создавались религиозные школы, где кроме исламского богословия преподавались и светские дисциплины, языки, живопись и искусство.
Предпосылками, которыми руководствовался Исмаил Гаспаринский явились предпочтения, которые были выявлены у Гаспаринского во время учебы в Сорбонне, а именно: желание реорганизовать всю программу обучения таким образом, чтоб она представляла собой научно-звуковую инновационную схему усвоения азбуки, счета и прочее, углубленное изучение базовых дисциплин, искоренение безграмотности в образовании и Исламе. В 1884 году была открыта первая джадидская школа - "Усули Джадид", в которой обучались 12 учеников. "Результат оказался удивительнейшим, - писал он впоследствии, - после этого новый обучающий метод был присвоен еще в дух школах. После этого более чем 200 школ в регионах приняли эту программу к использованию".
В Узбекистане к становлению Джадидского образовательного течения положительную роль сыграли следующие печатные издания «Сарвати фунюн» («Изящное ремесло», Стамбул), «Хабл уль-матин» («Сильные узы», Калькутта), «Чехранам» («Зеркало», Согдиана), «Парваришт» («Воспитание», Каир), распространившиеся в Туркестане после 1905 года, а так же «Икбали» («Удача», Баку), «Мулла Насредин» (Тифлис), «Вакт» («Время», Оренбургское издание), «Шъуро» («Совет», Уфимское издание) и другие, распространившиеся в 1914-1916 гг.
Молодежь Средней Азии, чувствуя коренные перемены, взялась за изучение русского языка, был замечен высокий культурный и духовный подъем. Учение Джадидов было устранено после 1917 года, признанное большевиками антисоветским и не удовлетворяющим рамкам советского образования и культуры.
Понравился материал? Не забудь поделиться с друзьями!
Читайте также:
-
Бывает, что я захожу в мечеть без малого омовения, есть ли на мне грех за это? Можно ли спать и кушать в мечети?
Вопрос:
Бывает, что я захожу в мечеть без малого омовения, есть ли на мне грех за это? Можно ли спать и кушать в мечети?
Ответ:
وَلَا بَأْسَ لِلْمُحْدِثِ أَنْ يَدْخُلَ الْمَسْجِدَ فِي أَصَحِّ الْقَوْلَيْنِ، وَيُكْرَهُ النَّوْمُ وَالْأَكْلُ فِيهِ لِغَيْرِ الْمُعْتَكِفِ، وَإِذَا أَرَادَ أَنْ يَفْعَلَ ذَلِكَ يَنْبَغِي أَنْ يَنْوِيَ الِاعْتِكَافَ فَيَدْخُلَ فِيهِ وَيَذْكُرَ اللَّهَ تَعَالَى بِقَدْرِ مَا نَوَى أَوْ يُصَلِّيَ ثُمَّ يَفْعَلَ مَا شَاءَ، كَذَا فِي السِّرَاجِيَّةِ.
В том, чтобы заходить в мечеть тому, у кого нет тахарата (малого омовения), по более достоверному мнению, нет ничего плохого.
-
Моя история хиджаба
Мой путь к хиджабу был заполнен большим количеством взлетов и падений.
Я родилась мусульманкой и носила хиджаб, когда мне было 18 лет, по желанию моего тогдашнего бойфренда. Я чувствовал себя ограниченной. Позже я поняла, что носила его по неправильным причинам, поэтому не чувствовала себя в нем комфортно. В конце концов, 3 года спустя я рассталась с моим другом и сняла хиджаб
-
Намаз женщины с точки зрения ханафитского мазхаба
Алламах Мухаммад Амин Ибн Абидин аш-Шами, рахимахуллах:
«Женщине не следует поднимать руки до уровня плеч. Ей не следует поднимать рукава. Ей следует располагать руки на груди, положив одну ладонь на другую...
-
Что Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил о занятиях спортом?
Испокон веков ислам приветствует не только духовное развитие, но и физическое. Из хадисов известно, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) был в хорошей физической форме и побуждал других заботиться о своем теле.
-
Каким предстает Азраиль (а.с.) перед людьми в момент смерти?
Ангел смерти является одним из четырех великих ангелов, в обязанности которого входит забирать души умерших людей. Поскольку он является существом духовным, то способен изменять свой облик, принимая различные обличия. Азраиль...
-
Без этого ни один человек не сможет войти в рай
Факих Абу Ляйс Самарканди передал от Сагида бин Масгуда, а он от Ибн Габбаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Если верующий с наступлением рассвета проявит почтительность к своим родителям, то Аллах откроет ему две двери рая. Аллах будет доволен им до тех пор, пока будут довольны им его родители». Было спрошено: «Если даже будет угнетателем?» Ибн Габбас (р.г.) сказал: «Да, если даже будет угнетателем». Ибн Габбас (р.г.) сказал: «Если верующий с наступлением рассвета совершит злодеяние по отношению к родителям, то Аллах откроет для него две двери ада».
-
Слова, которые сотрясают Арш…
Расулюллах (с.г.в.) говорил так: - Если один человек совершит грех, а потом раскается в нем и обратится к Аллаху с мольбой о прощении, то Всевышний ответит: - О, Мои ангелы! Я не дал вам нафс, и поэтому вы поклоняетесь Мне и не становитесь непокорными, совершая грехи. Нет ничего удивительного в том, что вы Мне покорны.
-
Эти люди читают Коран, но он их проклинает
Мы привыкли думать, что чтение Корана всегда есть богоугодное занятие. Однако, оказывается, что некоторые чтецы не заслуживают при этом ничего, кроме гнева Всевышнего.
Что же это за чтецы Корана, которые заслуживают наказания, а не награды за свое чтение?