История ислама в России
-
Непростая судьба мечетей в России: какие условия ставили перед мусульманами?
Когда миссионеры столкнулись с сильным влиянием мусульман на новокрещеных, появился указ о запрете строительства мечетей в селениях, где мусульмане живут совместно с православными, а в Казанской, Нижегородской, Астраханской и Сибирской губерниях был осуществлен их массовый снос.
-
«За советскую власть, за шариат!»: отношения государства и ислама в советский период
Советское государство сосредоточило внимание, прежде всего, на регулировании количества духовных управлений и мечетей в их юрисдикции, воздействии на организацию системы хаджа, а также исламского образования.
-
Ислам в 90-е годы: новый статус, признание религии и охрана государством
В 1990-е гг. ислам получил статус, которым он никогда не пользовался прежде – ни в советский, ни дореволюционный период. Конституция РФ признает его исконной религиозной традицией российского общества и ставит под охрану государства. Начиная с президентства Б. Н. Ельцина...
-
Джадидизм, или как возникло мусульманское реформаторство
Если рассматривать ситуацию, сложившуюся на рубеже XVIII–XIX вв., то нельзя не обратить внимание, что у российских мусульман определяющими были три тенденции...
-
Законы шариата и запрет курения табака: какой была народно-освободительная борьба горцев
С гибелью первого имама Дагестана и Чечни Гази-Мухаммада народно-освободительная борьба горцев не прекратилась. Ее знамя поднял Гамзат-бек, выходец из селения Гоцатль.
-
Народно-освободительная борьба на Кавказе: как это было
Горстка осажденных горцев мужественно сражалась, пока их оружие не пришло в негодность. Тогда Гази-Мухаммад с саблей наперевес бросился на штурмующих солдат и принял мученическую смерть.
-
История ислама на Кавказе: молитва за царя, запрет хаджа и накшбандийский тарикат
Распространение в Дагестане пьянства и разврата многие горцы также стали связывать с утверждением российской власти на местах.
-
Карательные экспедиции и публичные порки: покорение Кавказа
В конце 1824 г. в Чечне началось более-менее организованное выступление против колониальных властей. Очень скоро восставших поддержали ингуши, кабардинцы, аксайские кумыки и некоторые другие дагестанские общины.
-
Покорение Северного Кавказа: бои, восстания и потери
Политика, основанная исключительно на грубой военной силе, вызвала резкое неприятие со стороны горцев Дагестана и Чечни. Беспощадные действия царских генералов, часто применявших к «диким туземцам» принцип круговой поруки, приводили к стихийным выступлениям горцев.
-
Как происходило присоединение Кавказа к Российской империи
Включение Грузии в состав российского государства вызвало необходимость военного покорения остальных частей Кавказа. Сопротивление, которое пытались оказать северокавказские народы, жестоко подавлялось.
-
Как северокавказские народы переходили в подданство России
В 1604 г. начался так называемый «Шевкальский поход», целью которого было присоединение к России восточно-кавказских земель, необходимых для развития торговли с Персией...
-
История взаимоотношений мусульман Северного Кавказа с Российским государством
История взаимоотношений мусульман Северного Кавказа с Российским государством уходит своими корнями в глубь веков.
-
«Пришлось смириться»: каково было положение мулл в Российской империи?
В существовавшей в России духовной иерархии ислам вместе с иудаизмом находился лишь на третьей ступени, вслед за господствующим православием и стоявшими ступенью ниже другими христианскими исповеданиями.
-
Почему миссия христианизации поволжских татар провалилась
Даже в период самой жесткой в истории России атаки на ислам, мусульманское духовенство демонстрировало умение приспосабливаться к меняющейся обстановке и использовать малейшую возможность для восстановления утраченных позиций.
-
«Растекание джихада» и радикализация ислама: как это было
На протяжении целого десятилетия, примерно с 1995 по 2005 гг., Россия подвергалась систематическим атакам террористов, действовавших под лозунгом джихада.
-
Почему политика христианизации татар оказалась провальной?
Чем жестче в государстве проводилась христианизация, тем привлекательнее он для него становился. Понятие ислама слилось у татар с понятием национальности (миллета), и защита религии стала синонимом сохранения национальной идентичности.
-
«Опасная» сила: отношение к исламу и мусульманам в самодержавной России
Ислам начинает рассматриваться не просто как «инородное» вероисповедание, а как «опасная» сила для самой самодержавной власти.
-
«Борьба за веру Магомета»: как запрещали ислам во времена Петра I
В период царствования Петра I политика сместилась в сторону более активной христианизации язычников-анимистов и мусульман Среднего Поволжья. Наиболее острой фазы она достигла в 1740–50-е гг.
-
Борьба за веру: как исчезала татарская аристократия в Среднем Поволжье
Правительство стремилось русифицировать и ассимилировать хранителей традиций собственной государственности и духовной культуры.
-
Тотальные гонения на веру: как пытались ослабить позиции ислама в Среднем Поволжье
В 1550-е гг. мусульман и язычников, совершивших уголовные преступления, стали освобождать от наказаний в обмен на принятие христианства. Эта практика сохранялась до начала XX в.
-
От гонений к терпимости: отношения российского государства с исламом
Преобладающим трендом в религиозной политике государства была эволюция от жестких форм ее проведения к более гибким и прагматичным формам. Наиболее показательный регион с точки зрения динамики данного процесса – Среднее Поволжье.
-
Кто приобщил к исламу Астраханское ханство?
Для Астраханского ханства, вероятно, была характерна ситуация, свойственная Золотой Орде в более ранний период: сам город был оплотом ислама в государстве, а степь и вообще окрестности города были исламизированы очень слабо.
-
Как ислам завоевывал Сибирское ханство?
Наиболее важным для исламизации Западной Сибири стал именно золотоордынский этап, особенно в период правления хана Узбека, когда ислам становится при нем государственной религией.
-
«Буферное царство»: чем отличалось Касимовское ханство?
Касимовские татары, бывшие костяком государства, сохраняли свою веру. Когда в Казани во второй половине XVI в. исповедование мусульманской веры уже запрещалось царским правительством, сохранение мусульманских обрядов в Касимове входило в правительственную программу.
-
Ногайская Орда: от язычества к исламу
Ногайская Орда принадлежала к миру ислама и входила в систему мусульманских политических образований как ее полноправный и полноценный компонент. Источники единодушны в том, что жители ногайской земли «держатся закона Магомета»...
-
Ислам как стержень народной культуры в Казанском ханстве
Казанское ханство было страной развитой культуры. Благодаря системе мусульманского образования, население страны обучалось грамоте и основам религии.
-
Какую роль играл сеид в Казанском ханстве?
«Он пользуется у них такой властью и почетом, что при его приближении даже цари выходят ему навстречу, стоя предлагают ему руку – а он сидит на лошади – и, склонив голову, прикасаются (к его руке)».
-
Правда ли, что главой духовенства в Казанском ханстве являлся человек из рода пророка Мухаммада ﷺ?
Казанское ханство, с одной стороны, возникло в регионе, где уже с X в. исповедовался ислам ханафитского толка (мазхаба), а с другой – его государственная практика продолжала традиции Улуса Джучи.
-
«Охраняемые»: как в Крымском ханстве относились к немусульманам?
Здесь постоянно проживали православные, католические общины, представители армянской апостольской церкви, а также сложившиеся под влиянием иудаизма национально-религиозные общины караимов и крымчаков.
-
Правда ли, что главным муфтием Крымского ханства мог быть только представитель ханафитского мазхаба?
В Крыму существовали муфтии четырех основных суннитских правовых школ, однако главным муфтием мог становиться только представитель ханафитского мазхаба. О его значимости в государственной иерархии свидетельствует то место, на котором он размещался на заседаниях Дивана.
-
Суннизм и Крымское ханство: как шло распространение ислама?
В Крыму, как и в других регионах Золотой Орды, ислам в основном распространялся в форме суннизма ханафитского и шафиитского толков.
-
Как Крымское ханство стало мусульманским?
В период с V по XIV в. доминирующее положение на полуострове занимало христианство. При этом на протяжении VIII–XII вв. на территорию Крыма благодаря мусульманским купцам и миссионерам из Средней Азии, Ирака и Малой Азии проникал ислам.
-
Казанское ханство: истоки и падение
Взяв Казань, Улуг-Мухаммад провозгласил себя независимым ханом, основав тем самым новое государство – Казанское ханство.
-
Формирование татарских ханств после распада Золотой Орды
Происходил постепенный распад некогда могучего и обширного государства на несколько новых юртов-областей, и историю татарских ханств нужно рассматривать в конкретных регионах как продолжение истории Золотой Орды.
-
Распад Золотой Орды и отчаянная борьба Идегея
В 1359 г. Орда вступила в полосу перманентного, все углубляющегося кризиса. Двадцать лет ее раздирали междоусобные войны, мятежи и дворцовые перевороты...
-
Как формировался литературный золотоордынский язык – поволжский тюрки
В период Золотой Орды тюркский язык и культура, наряду с арабской и персидской, стали носителями «высокой» культуры мирового уровня.
-
Золотоордынская цивилизация – яркая страница истории мировой культуры
В Золотой Орде был создан пышный имперский стиль, впитавший в себя традиции многих народов, но не в хаотическом скоплении разнородных элементов, а в системе органично слитых явлений, перекрытых мощно звучавшими стилями и направлениями, разными в те или иные периоды существования.
-
Как жилось в Золотой Орде немусульманам?
В целом, несмотря на явное преобладание ислама, в Улусе Джучи в первой половине XIV в. сохранялась веротерпимость.
-
Суфийские ханака – центры распространения ислама в Золотой Орде
Особенно широко ханака, находящиеся близ мазаров, распространились в Золотой Орде в правление хана Узбека и его ближайших потомков, когда резко возрос их духовный авторитет и социальный престиж.
-
Город Сарай – некогда один из красивейших городов мира
«Улус Узбека он обратил в ислам, разрушил все капища идолов, воздвиг и устроил много мечетей и медресе. Все свое внимание он обратил на благополучие людей ислама...»