Золотоордынская цивилизация – яркая страница истории мировой культуры

Фото: elements.envato.com, автор wirestock

Фото: elements.envato.com, автор wirestock

Золотоордынская цивилизация – яркая страница истории мировой культуры. В Золотой Орде был создан пышный имперский стиль, впитавший в себя традиции многих народов, но не в хаотическом скоплении разнородных элементов, а в системе органично слитых явлений, перекрытых мощно звучавшими стилями и направлениями, разными в те или иные периоды существования.

Фото: tatmuseum.ru

Фото: tatmuseum.ru

Кроме синкретичного фона домонгольских культур, в числе которых были имевшие развитый образный язык, основанный на мусульманских (хорезмская, булгарская) или евразийских кочевых (кыпчаки, кимаки) традициях, в культуре Улуса Джучи нельзя не видеть центральноазиатских и дальневосточных элементов материальной и художественной культуры.

Имперская культура Золотой Орды складывалась в результате творческой активности практически всех народов, входивших в состав Улуса Джучи, осваивая принесенный завоевателями на запад культурный репертуар.

Наиболее ярко чингизидские традиции проявлялись в культурном круге социально престижных изделий, являвшихся принадлежностью и отличительной чертой военно-служилой знати, – крое костюма, системе поясной гарнитуры, предметах оружия и конского снаряжения, других аксессуарах.

Фото: elements.envato.com, автор wirestock

Фото: elements.envato.com, автор wirestock

Разумеется, единой эта культура не являлась, поскольку изначально была строго социально ориентирована. Однако в начале XIV в., по мере роста городов в Улусе Джучи, прежде всего в Поволжье, здесь пышно распускается новая урбанистическая восточная средневековая культура, «культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана, математиков и астрономов, изысканно тонкого орнамента и каллиграфии»1.

Таким образом, специфика золотоордынской цивилизации заключалась в том, что она была синкретичной, пышной и надэтничной имперской культурой при ведущей роли ислама, который как вуалью покрывал традиционную тюркскую культуру.

Фото: tatmuseum.ru

Фото: tatmuseum.ru

Города Поволжья были крупными культурными центрами, где развивались литература и искусство, формировались общеразговорный и литературный языки.

Сохранились археологические остатки городов (известно более 100), среди которых выделяются остатки крупнейших средневековых городов Евразии, таких как Сарай (Селитренное городище), Сарай ал-Джадид (Царевское), Бельджамен (Водянское), Укек (Увекское), Болгар (Болгарское), Аккерман (Белгородское), Шахр ал-Джадид (Староорхейское) и др., а также многочисленные селища; могильники (курганные с элементами языческой обрядности до конца XIV в., грунтовые мусульманские со второй половины XIII в.) и мавзолеи (кешене, XIV–XV вв.). В поселениях выявлены юрты, землянки, наземные однокомнатные дома (с деревянными и глинобитными стенами) и многокомнатные (из сырцового и жженого кирпича).

Деталь изразцового панно. Кашин, полихромная мозаика. Болгар. Улус Джучи. XIV в. Национальный музей Республики Татарстан.

Деталь изразцового панно. Кашин, полихромная мозаика. Болгар. Улус Джучи. XIV в. Национальный музей Республики Татарстан.

Характерной особенностью домов является наличие печей, канов (горизонтальных дымоходов) и суфов (кирпичных лежанок), кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани и др.).

Стены многих домов, особенно многокомнатных кирпичных, были облицованы расписной штукатуркой, резным ганчем (терракотой) и кашинными (или многоцветными поливными) изразцами, а полы – каменными плитками и кирпичом.

Города имели сложную квартально-усадебную планировку, ключевым ядром их были крупные городские и пригородные усадьбы.

В окрестностях крупных городов выявлены усадьбы размером от 500 до 5000 кв. м, окруженные стенами, внутри которых находились многокомнатный дом, отдельные жилые и хозяйственные постройки и водоемы (хаусы). Обнаружены сложные гидротехнические сооружения – искусственные озера, арыки и подземная (сложенная из керамических труб) водопроводная и канализационная система.

Характерными элементами бытовой культуры золотоордынского периода является круговая гончарная глиняная и кашинная посуда разнообразных форм (кувшины, чаши-пиалы, глубокие тарелки, бутыли и т. д.) с многоцветной росписью (растительные, геометрические, зооморфные и арабесковые орнаменты), украшения женского костюма и детали военного быта (ажурные и плоские поясные наборы, форма оружия и конского снаряжения и т. д.).

"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина

1. Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976. С. 118.

Социальные комментарии Cackle