Каковы факторы вовлечения в радикальные псевдоисламские группы и движения? Что входит в доктринальные особенности ислама как вероучения? Почему теория Ибн-Таймийи о возвращении к «фундаментальным» основам ислама столь привлекательная для потенциальных радикальных элементов? Ответы на эти вопросы можно получить в рамках нового курса «Адаптация и ресоциализация лиц, осужденных за участие в деятельности международных террористических организаций и отбывших наказание в исправительных учреждениях ФСИН РФ», который стартовал по инициативе Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования в этот понедельник.
Одним из первых лекторов выступил Ринат Патеев, директор Центра исламоведческих исследований АН РТ.
- Дисбаланс «севера» и «юга», «трансформация» исламских сообществ, распространение ислама (в том числе среди народов, которые исторически не исповедовали ислам), экономический дисбаланс (исламский мир представляет собой 20% всего населения Земли, однако на его долю приходится лишь 5% валового национального продукта). Сюда стоит добавить такие факторы, как внутренние противоречия в исламском мире и процессы глобализации. Все эти факторы приводят нас к той ситуации в мире, которую мы имеем сейчас – к столкновению цивилизаций.
Говоря о том, что идеальным образом правителя являются четыре праведных халифа, спикер напомнил собравшимся о существующих формах самоорганизации исламского сообщества.
- Умма, джамаат, махалля. В этом же ряду стоит халифат (государство – дауля или республика – джумхурия).
Приверженцы радикальных террористических организаций, в том числе и ДАИШ (запрещенная на территории РФ организация), делают упор на последнее – на создание халифата. Хотя в Коране нет прямого указания на то, что создание халифата – фарз мусульманина.
Для ислама как для вероучения характерны такие доктринальные особенности, как нерасчленение на светскую и религиозную составляющие; деление на божественные источники учения (Коран, Сунна) и человеческие (иджтихад богословов); отсутствие четкой политико-правовой доктрины и широта интерпретации.
- Ибн-Таймийя же пропагандировал теорию возврата к «фундаментальным» основам ислама. Это отрицание аллегорического толкования Корана и Сунны, пристрастие к буквализму. Он критиковал рациональное толкование догматов и категорически не принимал формальную логику, был против новшеств в религиозной практике. Ибн-Таймийя практиковал отдельные положения суфизма, при этом использовал религиозную практику салафов как доктринальную основу. Также он обвинял монголов, принявших ислам, в неверии.
Его идеи развил и донес до более широкого круга последователей Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб.
- Вообще лишь в конце XVIII – начале XIX веков для мусульманского мира Европа стала представлять что-то общее. Примерно в это же время происходит социокультурная трансформация исламского сообщества, наблюдается антиколониальный дискурс в религиозном аспекте. Эти идеи распространял Хасан ибн Ахмад аль-Банна, направивший свою деятельность против европейского колониализма мусульманского Востока через политическое и социокультурное подавление.
Саид Кутб, ставший главным идеологом «Братьев мусульман», противопоставлял мир ислама миру джахиллии (западному обществу). «Немусульманский мир полон неверных и язычников, и все мусульманские страны подвергаются их влиянию», - так он говорил о США.
- Концепцию обвинения в такфире разработал Мустафа Шукри – «Такфир валь-хиджра» (отлучение и уход). Он отрицал мазхабы, говорил о необходимости совершить хиджру по примеру Пророка (мир ему и благословение). В его понимании весь мир и есть джахиллия.
«Завершил» тотальную радикализацию Такиюддин ан-Набхани, который стоял у истоков создания радикальной партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Он проповедовал идею создания исламского государства как идеального образа "халифата".
- Для некоторых течений шиизма, к примеру, характерен культ мученической смерти (смерть Хусейна), идеи повстанческой борьбы. Появление «басиджей» («мобилизация»; также Басидж-и Мостозафин, букв. «мобилизация угнетённых»), иранской полувоенной милиции из добровольцев, основанная аятоллой Хомейни в ноябре 1979 года, привело к появлению «Хезболлы» и к Ирано-Иракской войне в 1981-88 годах. Первый теракт с использованием смертников был совершен 23 октября 1983 года в Бейруте.
Так каковые же причины вовлечения человека в сети террористических организаций? Сюда относятся глобальная социокультурная трансформация, актуализация политических идей (то есть противостояние миру «неверных»), искажение основных богословских идей ислама (предопределение, рай) и социально-психологические особенности лиц, вовлекаемых в радикальные группировки. Отдельное место здесь занимает социокультурный «шок», которому подвергается практически каждый человек, переехавший из своего привычного места обитания в более крупный город.
- Происходит обезличивание мира, все превращается в одну "большую деревню". Как результат мы наблюдаем кризис идентичности, появление так называемых «граждан мира». Человек становится «чужаком» в новом мире, так как он наблюдает совершенно другие модели поведения, иные отношения между людьми. Нельзя не отметить и значительный рост конкуренции. Итогом таких резких изменений становится нежелание воспринимать новые ценности, а социальная среда вытесняет себя в «гетто». Для таких людей единственным выходом видится радикализм – действующая идея для обретения утраченных связей и идентичности.
Способствует столь быстрой радикализации информационный шок. Потенциальный террорист сталкивается с информационно-смысловой дезориентацией, культивацией потребительской культуры, пропаганды информационной связи с окружающим миром.
-Возникают новые информационно-исторические интерпретации. Происходит «деидеологизация», отказ от традиционных запретов (запрос на мораль).
Среди наиболее распространенных мотивов можно назвать желание доминировать (лидерские качества), получение внутреннего комфорта, подтверждение собственной позиции и потребность в помощи, сочувствии и понимании.
- Для радикальных религиозных группировок характерно искажение идеи «джихада». «Если же среди вас есть такие, которые трусят или отстраняются из-за слабой веры или слабой воли, тогда пусть сражаются на пути Аллаха и утверждении Его Слова те, которые покупают за ближайшую жизнь жизнь будущую. Тому, кто так делает, будет одно из двух благ - или он будет убит в сражении и тогда получит великую милость от Аллаха за то, что погиб в сражении на пути истины, или он одержит победу и будут ему милости от Аллаха в ближайшей жизни. В обоих случаях Мы дадим ему награду в будущей жизни» (Сура «Ан-Ниса», аят 74). Также переиначивается и идея о неизбежном попадании в рай, о вознаграждении в раю (речь идет о гуриях). Искажается идея «такдира» (предопределение).
Ильмира Гафиятуллина, Казань