«Среди всевозможных встреч и разлук хоть раз в жизни случается то, что не назовешь иначе как встречей, ниспосланной Богом. Но как велик риск, что подобная встреча ни к чему не приведет, человек постигает лишь потом – и тогда ему на мгновение становится страшно при мысли, а что, если бы та встреча оказалась напрасной... Ведь исход встречи зависит уже не от Бога, а от самих людей». («Плаха», Чингиз Айтматов)
Народный писатель Киргизии и Казахстана, лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР, Европейской литературной и Международной премии имени Джавахарлала Неру. Обладатель высшей награды правительства Турции за вклад в развитие культуры тюркоязычных стран (2007 г). Всё это о Чингизе Айтматове, великолепном писателе, вобравшем в себе все качества не только творческого, но настоящего Человека.
Чингиз Айтматов ещё при жизни стал самым цитируемым классиком мировой литературы. Он писал на родном кыргызском и русском языках, а в свет его произведения вышли на более чем 150 языках мира. Читателя с первых же строчек подкупает идея гуманизма и огромной любви ко всему живу: людям, домашним и диким животным, растениям, ко всей нашей необъятной планете. В этом году ему исполнилось бы 90 лет.
Помня об этой дате, дирекция XIV Казанского международного фестиваля мусульманского кино подготовила в рамках параллельной программы целую ретроспективу фильмов-экранизаций произведений писателя. В рамках ретроспективы фильмов - также будут представлены следующие ленты: «Пегий пес, бегущий краем моря» (1990), «Джамиля» (1969), «Манкурт» (1990), «Бег иноходца» (1968), «Материнское поле» (1967), «Белый пароход» (1975).
Журналистам в качестве ознакомления с одной из параллельных программ фестиваля было предложено насладиться фильмом 1977 года «Красная косынка» турецкого режиссёра Атифа Йылмыза. В основу картины легла повесть «Тополёк мой в красной косынке», где Чингиз Айтматов вдохновенно и нежно воспевает красоту и преданность тюркской женщины, при этом рассказывая о любви и предательстве, безответственности и чувстве долга, борющихся в душе каждого человека.
Водитель грузовика Ильяс приезжает из Стамбула в деревню, где живёт юная Асия. Влюбившись в молодую девушку с первого мимолётного взгляда, он принимает дерзкое решение – забрать красавицу из отчего дома и создать семью, несмотря на то, что Асия уже сосватана за дальнего родственника. Родители отрекаются от дочери, но жизнь её новой семьи течёт тихо и размеренно.
Всевышний дарит молодожёнам сына Самета, что очень радует Ильяса. Но как тропа никогда не бывает идеально ровной и гладкой, так и хрупкое семейное счастье стремительно разбивается о гордость водителя грузовика Ильяса. Едва на горизонте появляются трудности в работе, как Ильяс бурно реагирует на желание жены помочь, обвиняя бедную Асию в том, что она не считает его за мужчин.
Горячая кровь кипит, в результате – Ильяс бьёт Асию, напивается и уходит из дома, бросив свою молодую жену и маленького сына Самета. В порыве гнева он поддаётся чарам своей прежней пассии, городской, одетой с иголочки Дилёк. Конечно, куда до неё деревенской, простой Асие, представшей перед коллегами мужа в национальной одежде, цветастой рубаке и красном платке, без грамма косметики, но с чистой душой и безмерным желанием помочь своему мужу.
Не вытерпев одиночества, когда муж уходит и не возвращается в течение нескольких месяцев, да ещё и увидев его собственными глазами с другой женщиной, Асия, растирая горькие слёзы по всё ещё детскому, нежному лицу, принимает суровое решение – берёт в охапку своего сына и сбегает, куда глаза глядят. В пути она встречает мужчину по имени Джемшит, который в страшной трагедии потерял жену и двух детей, потерял смысл своей жизни и продолжает жить словно по инерции. Он привязывается к девушке, влюбляется в неё, оберегает и её малолетнего сына.
И Чингиз Айтматов, и Атиф Йылмыз показывают чистоту души и помыслов Джемшита – мужчина отдаёт в распоряжение Асии весь дом, сам ночует снаружи; находит девушке работу; вызывает врача для её сына; покупает ему первую погремушку и красивый наряд главной героине. Но в своём желании нести ей только благо, Джемшит прекрасно понимает, что насильно заставить любить себя нельзя, и предоставляет девушке право выбора. И в момент, когда даже Асия не может решить, что для неё ближе – сумасбродный, страстный Ильяс, первая любовь, или заботливый, окруживший её и сына вниманием Джемшит, - сын решает за неё, называя Джемшита папой, убегая от напугавшего его Ильяса абджы к родному, тёплому папе Джемшиту. «Он выбрал его себе в отцы. Он решил сам».
Судьба вновь сталкивает Ильяса и Асию, когда шофёр попадает в аварию, а Джемшит спасает его и приводит в их с Асиёй дом. Девушка пытается не подать и виду, что в ней просыпаются утихшие чувства к первому мужу, но Джемшит всё понимает. Он не становится преградой между двумя бывшими влюблёнными, а доверят сделать последний выбор Асие. Ночами напролёт девушка предаётся воспоминаниям и мучается, пытается решить, как поступить правильно – дать второй шанс ненадёжному, но страстному и такому любимому стамбульцу Ильясу или остаться верной родному, тёплому Джемшиту?!
«Что такое любовь? Журчание ручья! Листья, трепещущие на осеннем ветру! И капли дождя на стекле! Биение моего сердца…Но однажды ручей смолкнет! Листья опадут. Дождь перестанет, выглянет солнце…Что же тогда такое любовь?! Доброта, забота и преданность!» Выбор очевиден – Асия остаётся вместе с Джемшитом, который стал для неё настоящим мужем, а для сына – отцом.
Нельзя не отметить режиссёрскую работу Атифа Йылмаза, который через закадровый голос доносит до зрителя мысли и метания героев, заставляет сопереживать и вместе с ними принимать единственно верное решение.
К слову, уже в конце года планируется выпуск нового варианта фильма «Делбирим» («Тополёк мой в красной косынке») по произведению Чингиза Айтматова. Его снимут с участием известных артистов Кыргызстана и Узбекистана под руководством кыргызстанского продюсера Паризат Жакыпбековой. Это будет уже третья экранизация. Картину снимают совместно национальное агентство «Узбеккино» и кыргызстанский продюсерский центр «Дан».
В рамках параллельной программы, посвящённой многогранному и такому доброму творчеству Чингиза Айтматова, будут представлены и другие картины, выпущенные в прокат до 1990-ых годов. К сожалению, не будет представлена ни одна картина земляков писателя. По словам членов отборочной комиссии, для фестиваля были отобраны самые лучшие, самые яркие и профессиональные картины, а кыргызские фильмы всё ещё пропитаны детской наивностью и простотой.
Мы представляем вам небольшой экскурс в остальные кинематографические картины этой программы.
«Пегий пёс, бегущий краем моря» — фильм Карена Геворкяна по одноимённой повести, повествующей о жизни маленького народа нивхи на берегу Охотского моря. В семье охотника рождается сын. Проходят годы. Под руководством деда построена лодка. В десять лет мальчик вместе с дедом, отцом и дядей впервые выходит на промысел. Hо охотников на тюленей подстерегает беда: на море опускается туман, и они теряют берег. Когда запасы пищи подходят к концу, мужчины решают ценой своей жизни сохранить жизнь мальчика.
«Манкурт» – художественный фильм 1990 года совместного производства Туркменской ССР, Турции и Ливии, снятый по мотивам романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Философская притча о существе, лишённом памяти о родителях, о матери, лишённом чувства стыда, совести, чести, превращённого в зверя в человеческом обличии.
...Несется конница. С гиканьем скачут, поднимая тучи пыли, воины в остроконечных кожаных шлемах. Во время жестокого налёта врага на мирный аул герой ленты попадает в плен, становится человеком без памяти и – в страшном неведении – убивает свою мать...
«Джамиля» — художественный фильм 1968 года режиссёра Ирины Поплавской по одноимённой книге Чингиза Айтматова, снятый киностудией «Мосфильм» на киностудии «Киргизфильм».
Действие происходит в Киргизии во время Великой Отечественной войны, когда женщины, старики и дети пахали в поле и отправляли пшеницу фронтовикам. В маленьком ауле Каркурау живёт семья, у них есть два дома, малый и большой. В семье главой считается мать. В семье также есть 2 брата и маленькая сестрёнка. Старший Садык, после того как женился на Джамиле, прожил с ней только 4 месяца, потом его забрали на фронт. Джамиля тосковала по нему.
После того, как ранили Садыка, он пишет письмо о том, что возвращается домой через 2 месяца, чему все радуются. Но к тому времени в ауле оставалось мало людей, которые могли бы отвозить зерно с тока до станции. И поэтому бригадир попросил Кичи-апа, чтобы она отдала свою невестку на работу. Сначала она противилась, но потом всё-таки разрешает ей и Сеиту заняться делом. К ним ещё присоединяется Данияр, и отсюда начинается их история. Сначала Джамиля даже не замечает его, хоть они всегда работают вместе. Но иногда они могли и пошутить с Сеитом над ним. Но однажды они даже пожалели о своей шутке…
«Бег иноходца» – художественный фильм 1968 Сергея Урусевского, снятый по мотивам повести «Прощай, Гульсары». Это фильм, прежде всего, о любви, любви к женщине, к животному.
Сюжет фильма рассказывает о нежной и одновременно сложной и страстной любви кузнеца Танабая, вернувшегося с войны, к своим трём детям, к овдовевшей жене солдата Бюбюджан. За время войны многое изменилось. Если быт можно восстановить, как замечает один из героев фильма, то душа неподвластна восстановлению. Бюбюджан, много пережившая в трудное военное время, не готова к новым отношениям. Удастся ли Танабаю растопить её сердце?
Особое место в картине занимают невероятно тёплые и человечные отношения между кузнецом и его славным, но уже старым и больным иноходцем Гульсары, с которым неразрывно связана судьба героя. Конь, по сути, - лучший друг кузнеца, переживший с героем все жизненные испытания. Фильм показывает нам не только яркие человеческие характеры, но и бескрайние кыргызские степи, грациозных сильных лошадей.
«Материнское поле» – фильм 1967 года. Толгонай родилась и жила всю жизнь на кыргызской земле. Всех её детей и мужа, унесла война. Несмотря на тяжелую ношу воспоминаний о прошлом и неизмеримую тоску, она не сломалась. Силы и твердый характер не оставили её. Это родная земля даёт Толгонай силы бороться и учит её не сдаваться, чтобы жить.
«Белый пароход» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Киргизфильм» в 1975 году режиссёром Болотбеком Шамшиевым по одноимённой повести Чингиза Айтматова.
Оторванные от мира — семилетний мальчик и шестеро взрослых — живут в заповедном лесу. Мальчик одинок. Родителей заменяет знаток народных преданий, старый Момун. Мир сказаний и прекрасных легенд, воспринимаемых впечатлительным ребёнком, склонным к сказочному восприятию действительности, приходит в противоречие с жестокой реальностью мира взрослых людей, занятых собственными проблемами.
«…Люди должны знать, что конец света — в беспрерывном накоплении зла в нас самих, в наших деяниях и мыслях». Чингиз Айтматов
Ильмира Гафиятуллина