В первой части мы говорили о браке, выявляли условия, необходимые для заключения семейного союза между мужчиной и женщиной, а также о том, что включает себя исламское право. Первую часть лекции Рустама хазрата Нургалиева можно посмотреть здесь.
Одним из важных аспектов семейной жизни являются права и обязанности обоих супругов друг перед другом и перед собственными детьми. Как отметил лектор, права могут быть личными и имущественными.
К примеру, фамилия, профессия, место жительство, право на воспитание и образование детей – это права личные. Распоряжение совместной собственностью, добрачная собственность каждого из супругов, алиментные отношения, махр, дар после расторжения брака, содержание жены, брачный договор – это относится к правам имущественным.
«То, чем обладали супруги до брака, и по исламу, и по светскому законодательству считается имуществом личным. Сюда же относится и то, что один из супругов получил в наследство, и вещи индивидуального пользования «к примеру, мужские ботинки, женская кофта и т.д.). Имущество, которое было нажито совместно, в браке, после развода делится в равных долях», – пояснил Рустам хазрат.
Мы должны понимать, что в исламе муж и жена обладают определёнными правами и обязанностями друг перед другом, которые им необходимо соблюдать для семейной гармонии и обретения счастья в этом и вечном мирах.
С того момента, как девушка выходит замуж, её семьей становится муж, она сама и их дети. Таким образом, всё то, что происходит в её новой семье, не должно выходить за порог их дома, то есть жалобы женщины своим родителям на мужа не допустимы, если действия мужчины не выходят за нормы шариата.
Одной из самых важных особенностей мусульманской жены является её верность супругу. Это главное качество женщины, которое она должна воспитать в себе, чтобы вызвать довольство своего мужа и Всевышнего Аллаха.
К пророку Мухаммаду ﷺ обращались с вопросом о том, какой должна быть праведная жена в исламе, чтобы быть для мусульманина наилучшей. И он отвечал, что это та, которая радует глаз мужа, когда он на неё смотрит; повинуется его воле, когда он что-то велит ей; ничего не говорит против, не спорит, даже если мужу не нравится, как она расходует его имущество или что-то в ней.
Жена не должна покидать дом без разрешения своего супруга. Однако также муж не имеет права вводить запреты для своей жены без веских на то оснований. К примеру, если женщина собирается выйти из дома для того, чтобы навестить родственников, чтобы отправиться в мечеть или другое место, в котором нет опасности и запретного, то она может это сделать. Если женщина хочет выйти из дома для осуществления благотворительной миссии, чтобы дать милостыню, или по другим подобным делам, то она может сделать это.
В качестве примера для мусульманки должны быть матери правоверных. Каждая будущая жена должна понимать, что мужчина несёт груз обязанностей по заботе о своей семье, берёт на себя ответственность за свою жену и её благополучие как духовное, так и материальное, за своих детей и родителей. Поэтому жена должна стараться понимать мужа во всём и принимать его сторону, если его поступки не противоречат положениям шариата.
Но обязанности в мусульманской семье есть не только у жены по отношению к мужу, но и у мужа в отношении его жены.
Ислам довольно чётко говорит о том, как следует вести себя с женой, чтобы быть ей наилучшим и праведным мужем.
В вопросе взаимоотношений с супругой мусульманин должен брать пример с отношений пророка Мухаммада ﷺ к своим жёнам.
Относиться к супруге нужно по-доброму вне зависимости от её внешней красоты или особенностей характера. Это главное правило для мусульманской семьи, которое должны соблюдать все её члены.
То, что можно женщине с точки зрения шариата, не должен запрещать муж. Не должно быть со стороны мужчины скупости: он должен обеспечивать её финансово в силу своих возможностей, но и допускать чрезмерной расточительности и излишеств нельзя.
Одной из самых важных обязанностей мужа по отношению к жене является то, что он должен дать ей религиозные знания и удостовериться в том, что она соблюдает нормы ислама.
Особую заботу нужно проявлять по отношению к беременной жене, поскольку в исламе беременность и беременная женщина занимают высокий статус.
«К сожалению, после развода в нашем современном мусульманском сообществе мы сталкиваемся с проблемами определения места жительства детей. Неправильно делят детей бывшие супруги. Есть такое понятие, как право хадана. Хадана – это право опеки над детьми в случаях развода. В нашем ханафитском мазхабе преимущественное право на опеку над малолетними детьми остаётся у матери, а отец обязан оказывать детям всевозможную поддержку. Право хадана только у женщины, мужчина им не обладает. На первом месте – мать ребёнка, потом идёт мать матери, то есть бабушка и т.д. В случае, если нет родственницы женского пола со стороны матери ребёнка, тогда ответственность за дитя переходит к родственницам отца по женской линии. Но материальная ответственность всегда сохраняется за отцом. Но на сегодняшний день нет современной фетвы относительно возраста хаданы», – поясняет Рустам хазрат Нургалиев.
Также хазрат отдельно остановился и на понятии «материнский капитал». По словам эксперта, материнский капитал называется таковым, поскольку женщине вверяются права управления этими средствами, но собственником является ребёнок, поскольку деньги выделяют на улучшение обстоятельств жизни самого ребёнка.
«Под чьей опекой находится ребёнок, в тех руках и будет материнский капитал. Что же касается признания развода через органы ЗАГС исламским правом, то развод через суд при присутствии обоих супругов шариатом принимается», – подытожил эксперт.
Все фото: shutterstock.com