Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии

К середине VII в. в Западной Евразии власть тюркских каганов ослабла и в причерноморских степях возникло государство «Великая Булгария», ставшая первым этнополитическим объединением болгар.

Хотя Великая Булгария существовала исторически недолго, однако в этот период сформировалось особое этнополитическое самосознание, т.к. и после распада государства и переселения на новые территории различные группы болгар и на новой родине сохраняли свой этноним и характерные элементы духовной культуры, в том числе, видимо, династийную историю («Именник болгарских ханов»).

Обычно считается, что болгары в период прихода в Волго-Уральский регион были язычниками. При этом многие исследователи настаивают, что основой болгарской мифологии и верований было тюркское тенгрианство [Кляшторный, 1981, с.117–138].

Характерными особенностями культа Тенгре как владыки Верхнего мира в Предкавказье и, очевидно, среди праболгарских племен были поклонение его символам и ипостасям – Солнцу, Луне, грому, высоким деревьям. Поклонялись они также женскому божеству, очевидно, тюркской богине Умай, а также священной Воде и Земле.

Верования и обряды, зафиксированные у различных тюркских племен Предкавказья и Северного Причерноморья в VII–VIII вв., находят яркие параллели с верованиями центральноазиатских тюрок [Кляшторный, 2000, с.120–125].

Однако, несомненно, что уже в этот период религиозная ситуация не была простой. Известно, что Кубрат крестился, явно христианами была какая-то часть праболгарской знати. Насколько широко эта религия была распространена – неизвестно, но наличие христиан среди населения Подонья несомненно. Чуть позднее в регион начинает проникать ислам, особенно усилились его позиции после завоевания арабами Средней Азии и начала арабо-хазарских войн.

После гибели Великой Болгарии пять сыновей Кубрата во главе своих племен оказались на разных территориях. Факт расселения болгар достаточно хорошо зафиксирован письменными источниками, а также сходством археологических материалов, обнаруженных в Нижнем Подунавье, Паннонии, Среднем Поволжье, Подонье и Северном Кавказе. Какая-то часть болгар оказалась в Среднем Поволжье.

Раннебулгарские и другие тюрко-угорские племена Волго-Уральского региона в VIII–IX вв. находились в политической зависимости от Хазарского каганата, где уже в середине – конце VIII в. распространяется иудаизм [Новосельцев, 1990, с.148–154].

Эта религия, однако, судя по источникам, не стала верой всего населения каганата и даже спровоцировала междоусобную войну («восстание кабаров»).

Несмотря на изученное значительное количество археологических памятников VII – начала X в., нет достаточно убедительных фактов для суждения о распространенности мировых религий среди тюрко-булгарских племен Среднего Поволжья в этот период.

Но нет сомнения, что их верования были достаточно далеки от центральноазиатского тенгрианства и осложнены влиянием различных религий. Кроме того, различные роды и племена могли исповедовать разные культы и верования.

Таким образом, к моменту создания булгарского этнополитического объединения религиозная ситуация была сложной, а духовная культура тюрко-булгарских племен представляла собой синкретичный комплекс различных тюркских культов, осложненных влиянием мировых религий.

Искандер Измайлов. Главный научный сотрудник Института Археологии АН РТ, д. ист. наук.

 

Социальные комментарии Cackle