Татарский род Тукаевых и Стерлибашевское медресе
Мухаммедрахим бин Юсуф и его покровители Утямышевы из деревни Мачкара (ныне в Кукморском районе Республики Татарстан) распространили свое влияние за пределы Малмыжского уезда, куда территориально до революции относилась деревня. Они обучали будущих имамов, руководителей медресе и шейхов тариката Накшбандия.
В 1801 году Нигматулла бин Биктимир Тукаев (1772–1844), сын зажиточного купца, чей род происходил из деревни Салавыч (ныне в Балтасинском районе Республики Татарстан), уехал учиться в Бухару. По пути в Бухару он отправился в село Мачкара, где учился у Мухаммедрахима бин Юсуфа.
В 1813 году он возглавил медресе в селе Стерлибашево на Южном Урале. Под руководством Нигматуллы бин Биктимира Стерлибашевское медресе превратилось в крупный центр исламского образования, науки и суфизма. В медресе стали стекаться шакирды из разных регионов, поэтому для их размещения была построена большая мечеть и медресе.
Среди посетителей Стерлибашевского медресе были в том числе казахские аристократы Джахангир-хан и Ширгази-хан. Джахангир имел связи с селом Стерлибашево через свою жену Фатиму, дочь муфтия Мухаммеджана Хусаинова, семья которого построила здесь первое здание медресе в 1720-х годах и руководила медресе в XVIII веке.
Сыновья Джахангира и Фатимы учились у Нигматуллы Тукаева до 1830-х годов. Нигматулла Тукаев запомнился не только как авторитетный шейх, но и как очиститель местной исламской практики. Он яростно выступал против джийенов, празднования Навруза и поминальных собраний, которые традиционно проводились на третий, седьмой и сороковые дни после смерти мусульманина.
Он поощрял своих последователей к более ортодоксальному выражению религиозного рвения. Говорят, что он потратил много денег на заказы экземпляров рукописных книг и сам скопировал множество книг.
После смерти Нигматуллы Тукаева в 1844 году Стерлибашевское медресе перешло к его старшему сыну Мухаммедхарису (1810–1870), который также стал новым шейхом Стерлибашево. Он привлек множество шакирдов из Казани, Мензелинска, Оренбурга и казахских степей и стал известен своими лекциями по хадисам и тафсирам, которые продолжались от двух до трех часов.
К 1850-м годам община Стерлибашево снова переросла свою мечеть, и в 1858 году была построена новая расширенная мечеть, которая могла вместить до четырехсот человек.
Семья Тукаевых активно поддерживала реформы мусульманского образования во второй половине XIX века. В 1870 году Мухаммедхарис был одним из первых руководителей российских медресе, которые ввели в учебную программу своей школы курсы русского языка.
Он также принимал участие в благотворительной деятельности – в 1866-1868 годах отправил три тысячи пудов еды жертвам голода. За этот поступок император Александр II в 1869 году пожаловал ему титул тархана. Кроме того, он открыл в Стерлибашево богадельню и детский приют.
Мухаммедхарис Тукаев поддерживал дружеские отношения и связи со многими видными религиозными деятелями, принимая у себя муфтия Габдулвахида Сулейманова (1768–1862) и Салимгарея Тевкелева (1805–1885), а также многочисленных богословов и имамов, многие из которых ежегодно посещали Стерлибашево.
Читайте также:
-
Большие грехи: клевета на порядочную женщину
Всевышний Аллах говорит:
«Воистину, те, которые обвиняют в неверности целомудренных, не ведающих [греха], верующих женщин, да будут прокляты в этом мире и будущем! Им уготовано великое наказание» (ан-Нур, 23).
«Тех, которые возведут навет на целомудренных женщин, но при этом не приведут четырех свидетелей, секите восьмьюдесятью [ударами] плети и никогда не берите их в качестве свидетелей, ибо они - преступающие закон» (ан-Нур, 4).
-
Мир вам!
Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Ллахи ва-баракятух! Мир вам, милость Аллаха и Его благословения! Этими словами пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) велит мусульманам приветствовать друг друга. В хадисе от Абдуллаха ибн-Саляма, рады Аллаху анху, говорится: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
«أَيُّهَا النَّاسُ أَفْشُوا السَّلَامَ، وَأَطْعِمُوا الطَّعَامَ، وَصَلُّوا وَالنَّاسُ نِيَامٌ، تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ بِسَلَامٍ»
«О люди, распространяйте салям, кормите едой, молитесь по ночам, когда люди спят, и вы войдете с миром в Рай!» (ат-Тирмизи, 1855).
-
Искусственное оплодотворение в исламе: можно или нельзя?
К тому, что в браке у супругов может не быть детей, приводят разные факторы, встречающиеся как у женской половины человечества, так и у мужской в равной мере. Это очень деликатная тема. В мусульманских странах разрешено шариатом применение метода искусственного оплодотворения, но только при строгом выполнении некоторых условий
-
Спорт в Исламе
Все люди время от времени нуждаются в отдыхе и развлечениях. Такова человеческая природа, и в этом нет ничего греховного; самое главное – это чтобы способ проведения досуга не противоречил заветам Аллаха. Четвертый праведный халиф, сподвижник Пророка Али ибн Абу Талиб говорил о том, что если сердце ваше утомилось, нужно найти для себя развлечение со смыслом. Спортивные состязания и занятия спортом являются не только интересным отдыхом от забот, но и способны развивать силу и твердость, поэтому их можно считать делом, угодным Аллаху.
-
Как мусульманин должен относиться к немусульманам?
Шариат повелевает уважать человека уже потому, что он – создание Всевышнего. Однажды мимо Посланника Аллаха проследовала похоронная процессия, и он встал перед ней. Кто-то заметил: «О Посланник Аллаха, это ведь хоронят иудея». Пророк ответил ему: «А разве он – не человек?!».
-
Как праведники узнавали характер человека
В исламе важное значение придается тому, с кем человек дружит, общается. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Навави) Но как понять, что с одним человеком стоит дружить, а другого стоит остерегаться? Интересен опыт праведных мусульман, которые по определенным критериям могли сказать, что они знают человека.
-
Смешанные браки с точки зрения ислама: за или против
В современном мире межнациональным браком уже никого не удивить. Это явление стало обыденным. Но это не значит, что в такой ситуации нет проблем и не возникает недопониманий. К примеру, вот уже во второй раз участники мусульманского дискуссионного клуба поднимают тему правильности и дозволенности смешанных браков с точки зрения ислама.
-
2 самых ценных зикра и место, где наиболее высоко ценится их употребление
Поминание Аллаха в таких местах превыше совершения зикра в других местах...