Татарский род Тукаевых и Стерлибашевское медресе
Мухаммедрахим бин Юсуф и его покровители Утямышевы из деревни Мачкара (ныне в Кукморском районе Республики Татарстан) распространили свое влияние за пределы Малмыжского уезда, куда территориально до революции относилась деревня. Они обучали будущих имамов, руководителей медресе и шейхов тариката Накшбандия.
В 1801 году Нигматулла бин Биктимир Тукаев (1772–1844), сын зажиточного купца, чей род происходил из деревни Салавыч (ныне в Балтасинском районе Республики Татарстан), уехал учиться в Бухару. По пути в Бухару он отправился в село Мачкара, где учился у Мухаммедрахима бин Юсуфа.
В 1813 году он возглавил медресе в селе Стерлибашево на Южном Урале. Под руководством Нигматуллы бин Биктимира Стерлибашевское медресе превратилось в крупный центр исламского образования, науки и суфизма. В медресе стали стекаться шакирды из разных регионов, поэтому для их размещения была построена большая мечеть и медресе.
Среди посетителей Стерлибашевского медресе были в том числе казахские аристократы Джахангир-хан и Ширгази-хан. Джахангир имел связи с селом Стерлибашево через свою жену Фатиму, дочь муфтия Мухаммеджана Хусаинова, семья которого построила здесь первое здание медресе в 1720-х годах и руководила медресе в XVIII веке.
Сыновья Джахангира и Фатимы учились у Нигматуллы Тукаева до 1830-х годов. Нигматулла Тукаев запомнился не только как авторитетный шейх, но и как очиститель местной исламской практики. Он яростно выступал против джийенов, празднования Навруза и поминальных собраний, которые традиционно проводились на третий, седьмой и сороковые дни после смерти мусульманина.
Он поощрял своих последователей к более ортодоксальному выражению религиозного рвения. Говорят, что он потратил много денег на заказы экземпляров рукописных книг и сам скопировал множество книг.
После смерти Нигматуллы Тукаева в 1844 году Стерлибашевское медресе перешло к его старшему сыну Мухаммедхарису (1810–1870), который также стал новым шейхом Стерлибашево. Он привлек множество шакирдов из Казани, Мензелинска, Оренбурга и казахских степей и стал известен своими лекциями по хадисам и тафсирам, которые продолжались от двух до трех часов.
К 1850-м годам община Стерлибашево снова переросла свою мечеть, и в 1858 году была построена новая расширенная мечеть, которая могла вместить до четырехсот человек.
Семья Тукаевых активно поддерживала реформы мусульманского образования во второй половине XIX века. В 1870 году Мухаммедхарис был одним из первых руководителей российских медресе, которые ввели в учебную программу своей школы курсы русского языка.
Он также принимал участие в благотворительной деятельности – в 1866-1868 годах отправил три тысячи пудов еды жертвам голода. За этот поступок император Александр II в 1869 году пожаловал ему титул тархана. Кроме того, он открыл в Стерлибашево богадельню и детский приют.
Мухаммедхарис Тукаев поддерживал дружеские отношения и связи со многими видными религиозными деятелями, принимая у себя муфтия Габдулвахида Сулейманова (1768–1862) и Салимгарея Тевкелева (1805–1885), а также многочисленных богословов и имамов, многие из которых ежегодно посещали Стерлибашево.
Читайте также:
-
Обязательно ли каждый раз произносить салават при упоминании имени Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)?
Вопрос: Если мы слышим имя Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), то должны ли мы всякий раз, как только его слышим, повторять это действие (произнесение салавата)?
-
Кому в Судный день позавидуют пророки?
Как передается со слов почтенного Умара (да будет доволен им Аллах!), наш пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал следующее:
«Поистине среди рабов Аллаха есть люди, не принадлежащие ни к пророкам, ни к павшим на пути Аллаха, но в Судный день им позавидуют и те и другие за то положение, которые займут эти люди перед Всевышним Аллахом.
-
10 достоинств имени Ахмад и Мухаммад
У Посланника Аллаха (мир ему) было два имени. Он известен как Ахмад в более поздних записях и Мухаммад в Священном писании. У Пророка (мир ему) есть множество имен, характеризующих его качества. В разных местностях он имеет свое имя, каждое пространство (небо, земля, океаны, горы) знают его под определенным именем.
-
Слова, которые помогают избавиться от злости
Люди несовершенны. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством проблем, которые делают нас сильнее или же приводят в отчаяние. Мы раздражаемся, переживаем негативные эмоции, злимся. Злость, возникающая в человеке, способна перерастать в гнев, который делает из него своего раба, заставляя быть в подчинении своих эмоций. Таким образом, злость является нашим испытанием, которое мы преодолеваем и с которой справляемся, либо идем у него на поводу.
-
Эти 3 дуа сделают вас лучше
Главным проявлением человеческой души является его нрав. В исламе благой нрав – это часть имана. Поклонение в исламе заключается не только в религиозных актах, но и должно отражаться в нраве и поведении. С одной стороны, есть фитр – естество человека, с другой стороны любые ее недостатки – это призыв к работе над собой, самоконтролю и дисциплине. В этом также заключено проявления покорность Всевышнему Аллаху и самое главное испытание в жизни верующего.
-
Если Аллах начинает испытывать любовь к одному из рабов...
Сахил бин Салих передал от своего отца, он от Абу Хурайры, а он от Посланника Аллаха (мир ему): «Поистине, Пророк(мир ему) сказал: «Поистине, если Аллах начинает испытывать любовь к кому-нибудь из рабов, Он призывает ангела Джибриля (мир ему) и говорит: «Поистине, Я люблю такого-то раба, возлюби же и ты его!» И Джибриль (мир ему) начинает испытывать любовь к нему, а потом он обращается к обитателям небес со словами: «Поистине, ваш Господь любит такого-то человека, возлюбите же и вы его!»
-
Знают ли умершие о том, что происходит в этом мире?
Смерть человека, особенно близкого и родного, всегда воспринимается тяжело. Это то, что нужно пережить, переосмыслить и принять. Часто, после осознания всего происходящего люди начинают задумываться о том, что происходит с человеком в мире ином: слышат, видят ли он нас и есть ли какая-нибудь связь между миром живых и мертвых.
-
Исламская линия доверия: "Обо мне сплетничают и говорят за спиной"
Что делать, если до меня дошли сплетни обо мне? Как вы думаете, стоит ли их прекращать или опровергать?