Исторические связи татар с Южным Уралом

Знаменитое татарское село Стерлибашево. Башкортостан. Источник фото rmb-st.bash.muzkult.ru

Знаменитое татарское село Стерлибашево. Башкортостан. Источник фото rmb-st.bash.muzkult.ru

Российские чиновники, такие как Иван Кирилов, Василий Татищев и Александр Румянцев, искали союзников среди татарских улемов, чтобы распространить власть России на Южный Урал. Но при этом они также начали расширять возможности определенных групп татар и способствовать распространению их влияния на Южном Урале в том числе на территорию вокруг недавно построенного Оренбурга.

Медресе в селе Симет, в котором учился ахунд Мансур Абдрахманов, принадлежало имаму и богослову по имени Муртаза бин Кутлугуш ас-Симети. Муртаза бин Кутлугуш имел богатое прошлое, в конце 1600-х годов он отправился в Бухару, чтобы получить образование и совершить хадж.

Читайте также: Мусульмане Эстонии: из истории татарской общины Нарвы

Поездка превратилась в многолетнее путешествие, в ходе которого помимо Мекки и Медины он посетил большинство крупных городов Средней Азии, Ирана, Ирака, Леванта и Малой Азии. При этом он посетил не только святые места в Мекке, но и множество могил деятелей раннего ислама и видных суфиев.

Ко времени смерти Муртазы бин Кутлугуша, после 1724 года, у него появилось множество последователей и учеников. Одним из них был Мансур Абдрахманов, будущий оренбургский ахунд, другим был брат Мансура – Хусаин Абдрахманов.

После обучения у Муртазы хазрата, Хусаин отправился на восток и в 1720-х годах основал медресе в селе Стерлибашево Уфимской губернии. Само село Стерлибашево было основано в 1670-1680 годах. переселенцами-татарами из казанской стороны.

Село Стерлибашево. Башкортостан. Источник фото rmb-st.bash.muzkult.ru

Село Стерлибашево. Башкортостан. Источник фото rmb-st.bash.muzkult.ru

Хотя Хусаин Абдрахманов не мог похвастаться такими связями с российскими чиновниками, которые имелись у его брата, его переезд стал возможным благодаря растущему российскому присутствию на Южном Урале. Строительство медресе расширило сеть его покойного учителя на восток, создав новый центр для привлечения и обучения шакирдов.

Мансур и Хусаин Абдрахмановы были не единственными успешными учениками Муртазы ас-Симети. В 1745 году бывший переводчик Сагит Аитов-Хаялин, став купцом, получил разрешение от Оренбургского генерал-губернатора И. И. Неплюева на создание поселения за пределами Оренбурга. Отправляясь в путь в 1749 году, он взял с собой Абдассаляма бин Ураз-Мухаммеда Ураева, имама и руководителя медресе села Ташкичу Казанской губернии, который являлся еще одним учеником Муртазы хазрата.

Это интересно: Третий муфтий Российской империи: верность власти, прививки и никахи со справкой

Руководя двумя сотнями семей купцов и крестьян из деревень на востоке от города Арска, Аитов и Ураев основали рядом с Оренбургом мусульманскую торговую общину — Сеитов посад или Татарская Каргала. Сеитов посад быстро стал не только важным торговым форпостом для мусульманских купцов в Оренбурге, но и, как и Стерлибашево, важным центром мусульманского образования на Южном Урале.

``Двухминаретная мечеть``, Сеитов посад. Оренбургская область. Источник фото wikipedia.org

``Двухминаретная мечеть``, Сеитов посад. Оренбургская область. Источник фото wikipedia.org

Поселившись в Сеитовом посаде, Ураев стал первым имамом нового поселения. Впоследствии он выдал свою дочь замуж за Махсуда бин Афака, другого ученика Муртазы хазрата, который переселился в Уфимскую губернию из села Янга Сала, расположенного на северо-востоке от Казани.

По прибытии он основал новую деревню под Уфой. Двое других учеников Муртазы ас-Симети, Рафик бин Тайиб аль-Курсави и Абдассалям бин Хасан аль-Кариле основали свои собственные медресе в непосредственной близости от Казани. Они обучали будущих имамов и богословов, которые в последующем проповедовали в деревнях близ Казани, Уфы и Оренбурга, а также в деревнях вдоль реки Свияга (так называемая Горная сторона).

Таким образом к середине XVIII века несколько учеников Муртазы хазрата пересекли пространство между Казанью и Оренбургом. Как мусульманские ученые, лидеры крестьянских общин, переселявщихся на восток, купцы и деревенские старшины, они выполняли несколько важных задач. Живя в регионе, где имперская власть еще не была полностью установлена, они взяли на себя общественную защиту. Выступая за благополучие простых мусульман, татарские улемы выступали посредниками между своими общинами и российским правительством. Они также сотрудничали с российскими официальными лицами, чтобы гарантировать процветание мусульман и их безопасность.

Основной источник:
Исследования Даниэллы Росс

Социальные комментарии Cackle