Возможно ли взаимодействие исламского права и российского законодательства? Что лежит в основе исламского права? Можно ли реализовать отдельные инструменты, при этом ничего не создавая заново, а лишь добавляя?
Прежде, чем определять степень возможного взаимодействия шариата и российского законодательства, необходимо четко понять, что есть шариат и каковы его принципы работы. Шариат можно определить как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через своего Посланника – пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Профессор Леонид Сюкиянен отмечал, что суть шариата «заключается не в подчинении человека раз и навсегда установленному порядку, а в том, чтобы научить его оценивать ту или иную ситуацию и поступать в ней по-исламски, не забывая при этом собственные интересы, потребности других людей и особенности той среды, в которой он живет».
Если говорить о структуре шариата, то он делится на две составляющих: правила, затрагивающие внешнее поведение - это и есть сам фикх (муамалят и гыйбадат), и нормы, регулирующие внутреннее поведение - акыйда и ахляк. Обсуждая возможные варианты взаимопроникновения российского законодательства и норм шариата, уместно говорить о фикхе.
"Фикх - это знание ниспосланных Великим Аллахом правил, которые оценивают поступки всех тех, кто должен подчиняться этим заповедям, как обязательные, осуждаемые, поощряемые, запрещаемые или дозволенные. Указанные правила получаются из Писания (т.е. Корана), сунны или иных источников, которые для распознавания этих норм установил Законодатель (т.е. Аллах). Извлеченные из таких источников нормы также называются фикхом". А уже сформулированные фикхом правила внешнего поведения, которые отвечают правовым критериям и по своему содержанию могут рассматриваться как право и есть понятие "исламского права".
Сточки зрения законодательства норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы гражданина и выступающее регулятором общественных отношений.
Вернемся к методам взаимодействия шариата и российского законодательства.
1. Взаимодействие права России и права отдельных мусульманских государств в формате международного частного права. Совместный поиск коллизионных решений, выработка соответствующих норм, заключение международных соглашений.
2. Изучение и использование опыта исламского права России и зарубежных стран в отечественном правотворчестве. Опыт ислама, использующего комплексный подхода в регулировании всех сфер человеческой активности в едином формате, может быть использован в целях развития правовой культуры, гармонизации права, религии и нравственности в России. Такого рода устремления не претендуют на возврат права России к обожествлению его источников.
3. Создание условий для факультативного использования гражданами и юридическими лицами канонов исламского частного права в частных, в том числе предпринимательских, отношениях. Построение правовых отношений в соответствии с нормами исламского права на основе принципа диспозитивности гражданского права сегодня в России представляется правомерным. Использование исламских принципов в публичной сфере, лишенной такого принципа, исключается.
4. Создание условий в местах компактного проживания мусульман для формирования устойчивых традиций, обычаев в частной и предпринимательских сферах. Как следствие – признание за такими обычаями силы источника права. В данном случае учитывается тенденция, обозначенная Концепцией совершенствования гражданского законодательства, предусматривающая расширение сферы применения обычаев.
5. Создание условий для развития третейского судопроизводства на базе действующего института казыята, который позволит рассматривать экономические споры по законодательству Российской Федерации с параллельной богословской оценкой позиций сторон и сути выносимого решения.
Ильмира Гафиятуллина, Казань