«В настоящее время среди крымских татар сохраняется высокий уровень религиозности. Крымские татары очень активно возрождают свою родную культуру, традиционные виды искусств, национальную кухню. На мой взгляд, крымские татары очень гордятся своей самоидентичностью».
Islam Today: В залах музея этнографии представлена многообразная материальная и духовная культура этносов Крыма в эволюционном развитии. Очень приятно, что в Россию вернулись такие одаренные и сильные этносы, сохранившие исторические корни. Как проходит адаптация к российской этнокультурной среде, вхождение в музейное и научно-этнографическое сообщества России?
На выставке крымского кулибина «Механика Леонардо да Винчи» экспонировались 27 механизмов, изготовленные из дерева и металла по чертежам и заметкам из дневников великого гения: подшипники, автоматический молот, коленный вал, парашют, «вечный» двигатель, редуктор, домкрат, спасательный круг, воздушный винт, танк, прожектор…
Елена Лагода: Крымский этнографический музей очень успешно интегрировался в российское музейное пространство. Только за последние полгода выставочная площадка учреждения принимает три российских музея. Интерактивная выставка «Гимн России», приехавшая к нам из Москвы. В настоящее время экспонируется выставка Российского этнографического музея, а с 26 декабря Музей вологодского кружева покажет достойную коллекцию, не имеющую аналогов. Весной 2014 г. подписан договор о дружбе и сотрудничестве с Российским этнографическим музеем, мы рассчитываем на серьезное научное взаимодействие с этим учреждением.
Islam Today: В интерьере Музея с любовью и старанием воссоздан быт крымско-татарского этноса. Какой период времени воспроизводят экспонаты?
Е.Л.: В целом, в нашем музее отражена эпоха конца XIX – середины ХХ в. Что касается крымскотатарской экспозиции, в ней показан фрагмент интерьера южнобережного крымскотатарского дома начала ХХ в., а также экспозиционный комплекс «Религия крымских татар», в которой представлены реконструкция мехраба и костюм муллы.
Islam Today: На каком уровне религиозность крымских татар?
Е.Л.: По вероисповеданию крымские татары - мусульмане, в подавляющем большинстве - сунниты. К моменту присоединения Крыма к России (1783 г.) на полуострове было около 1530 мечетей, десятки медресе и текке. После ряда эмиграционных волн из Крыма в Турцию число мечетей к 1917 г. сократилось до 729, мусульмане стали религиозным меньшинством в Крыму.
В советское время все мечети в Крыму были закрыты как религиозные учреждения, однако некоторые старейшие храмы были восстановлены. Например, мечеть Джума-Джами, основанная в 1552 г. в г. Гезлеве (ныне Евпатория), в 1985 г. началось ее восстановление, а в 1990 г. она была возвращена верующим. Или Большая ханская мечеть, входящая в состав архитектурного комплекса Ханского дворца потрясающе красивого Бахчисарайского историко-архитектурного заповедника, была основана в 1532 г., закрыта в советское время, но 1990-е вновь открыта для верующих.
В настоящее время среди крымских татар сохраняется высокий уровень религиозности. Во многих селах, где компактно проживает крымскотатарское население имеется мечеть. Популярными среди молодежи являются, к примеру, конкурсы по чтению на память отрывков из Корана. Молодые парни и девушки соревнуются по трём номинациям, демонстрируя общественности свои знания правил по чтению Священной Книги, красоту голоса и качество запоминания. В этом году в Симферополе прошёл тематический вечер для исламских девушек полуострова с показом мод национальной одежды. В новых российских условиях в Крыму планируют уделять особое внимание возрождению традиционного ислама, что поможет остановить процессы радикальной исламизации на полуострове и в России в целом. Возрождение крымских исламских традиций – это один из основных методов борьбы с распространением на полуострове радикальных религиозных течений.
В экспозиции «Крымские татары» представлена реконструкция мехраба (место наподобие ниши, обозначающее сторону Мекки), которая выполнена художником Крымского этнографического музея Е. А. Мельниченко. Росписи - работа студентов 4 курса Крымского индустриального педагогического университета И. Тесленко и Э. Мустафаевой.
Islam Today: Этнографический музей ведет ли работу по исследованию исламской культуры в Крыму? И второе. В России мы мало знаем о том, что крымские татары подразделяются на субэтносы, сами себя все три группы считают единым крымскотатарским народом?
Е.Л.: В Крымском этнографическом музее есть крымскотатарский сектор, который изучает и популяризирует вопросы культуры и религии крымских татар.
Этнически крымские татары делятся на три группы:
Все три группы имеют свои диалекты с существенными различиями. В основу литературного крымскотатарского языка лег язык татов - он объединяет признаки «северного» и «южного» говора. В настоящее время сами крымские татары считают себя монолитным народом, несмотря на различия в этногенезе.
Islam Today: Какие виды прикладного искусства наиболее характерны для современных крымских татар? На каком уровне отношение этноса к культурным и историческим корням по Вашей оценке?
Е.Л.: В современном крымскотатарском декоративно-прикладном искусстве преобладают керамика, золотное шитье, ювелирное дело, изготовление медной посуды. Крымские татары очень активно возрождают свою родную культуру, традиционные виды искусств, национальную кухню. В школах крымскотатарские дети имеют возможность изучать родной язык и литературу.
В нашем музее часто проводятся совместные выставки с крымскотатарскими мастерами, Севастопольским Фондом возрождения крымскотатарской культуры им. профессора С. О. Изидинова. В Симферополе существует Крымскотатарский музей искусств, в котором посетители могут познакомиться с произведениями, имеющими историческое и художественное значение, с этно-культурными ценностями, не утраченной самобытностью и духовным богатством крымских татар.
На базе музея регулярно проводятся научные конференции, семинары, мастер-классы, целью которых является изучение истоков и традиций. На крымском телевидении работает крымскотатарский канал «ATR». На мой взгляд, крымские татары очень гордятся своей самоидентичностью, и даже молодежь свято чтит традиции предков. Например, сейчас очень популярно празднование свадьбы в национальных костюмах с учетом давних свадебных традиций.
"В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства".
Владимир Путин.
Правительство России приняло решение выделить из федерального бюджета на поддержку Крыма и Севастополя в 2014 году свыше 13 миллиардов рублей.
Финансовая помощь Крыму в виде дотаций "на выравнивание бюджетной обеспеченности" составит 10,7 миллиарда рублей, а бюджету Севастополя - 2,4 миллиарда рублей. Москва собирается выполнить все социальные обязательства Крыма и Севастополя.
В Крыму планируется создать особую экономическую зону. Российские инвесторы готовы вести в Крыму проекты на 5 млрд долларов.
Свежесть горных вод и горных вершин, ещё не совсем свободных от снега, быть может, даже свежесть моря, чуемого за горами, дышит в степном воздухе; трава ярче, пестрее, гуще. Между холмов вьются долины, то есть сады без конца. Эти сады крымских долин не имеют ничего подобного себе у нас в России. Их красоту трудно даже променять на скалы и море, которые для нас новее. Прекрасный итальянский тополь, стройный, сквозной, то грациозно группирующийся, то убегающий рядами - вот что составляет главную прелесть долины. Без тополя Крым не Крым, юг не юг. Я видел эти тополи и у нас в России, но никогда не предполагал в них такого богатства очарования. При первой мысли о крымском пейзаже у меня в голове поднимается тополь. С него он начинается, с ним он оканчивается. Объяснить этого впечатления нельзя; но я уверен, что всякий крымский путешественник, не лишенный живого чувства природы, сразу очаровывался крымским тополем.
Евгений Марков, «Очерки Крыма (Картины крымской жизни, природы и истории)», 1902
Крым - чудесный край. Он напоминает французский Лазурный берег, но пейзажи его суровей. Вокруг - высокие скалистые горы; на склонах - сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.
Населенье было - татары, народ живописный, весёлый и хлебосольный. Женщины носили шаровары, яркие приталенные жакетки и вышитые тюбетейки с вуалькой, но прикрывали лицо только замужние. У молодых - сорок косичек. Все сплошь красили ногти и волосы хной. Мужчины ходили в каракулевых шапках, ярких рубахах и сапогах с узкими голенищами. Татары - мусульмане.
Над плоскими крышами беленных известью татарских домов высились минареты мечетей, и утром и вечером с высоты голос муэдзина созывал на молитву.
Князь Феликс Юсупов. «Мемуары»
Светлана Мамий, Москва