Из всех сподвижников пророка Мухаммада ﷺ можно выделить троих неарабов, принявших ислам в самые первые дни пророчества Пророка ﷺ. Это Салман (р.а.) из Персии, Билал ибн Рабах (р.а.), чей род происходил из Абиссинии, и Сухайб (р.а.) из Византии.
Византия, или по-другому Восточная Римская империя, была наследницей Римской империи, поэтому арабы византийцев называли «римлянами».
Все трое были в числе ближайших сподвижников пророка Мухаммада ﷺ. Они сразу признали ислам истиной и дали молодой религии предвкушение всемирного признания, которое вскоре она стала получать.
Говорят, что Пророк ﷺ предсказал распространение ислама, назвав этих сподвижников первыми от своих этнических групп: Сухайба – от римлян (византийцев), Билала – абиссинцев, а Салмана – от персов.
Согласно сохранившимся данным, Сухайб ибн Синан ар-Руми был сыном одного из наместников (сатрапов) Персидской империи в отдаленной провинции на территории нынешнего Ирака.
По некоторым данным его отца звали Синан ибн Малик, который происходил из арабского племени Бану Нумайр, а мать, Сальма, была родом из племени Бану Тамим.
По общему мнению, он был веселым, образованным и умным мальчиком. Однажды, когда Сухайб был в загородной прогулке со своей матерью и другими женщинами и их детьми, на них напал византийский отряд. Их захватили в плен и продали в рабство.
Светловолосый голубоглазый Сухайб провел детство в рабстве, меняя одного хозяина на другого. Все владельцы Сухайба признавали его особый ум и позволяли получать образование.
Вскоре он стал свободно владеть греческим языком – доминирующим языком в Восточной Римской империи, а также приобрел прекрасные навыки в торговле.
Хотя Сухайб принял византийские обычаи и образ жизни, он никогда не чувствовал себя частью этого общества, которое переживало времена падения нравов.
Позже некоторые слышали, как он говорил, что «такое общество (Византийская империя) можно очистить лишь с помощью потопа».
Позже судьба забросила Сухайба за пределы Византийской империи, и он оказался в Мекке. Мнения о том, как он попал в Мекку, разнятся. Но известно, что он был продан в рабство Абдулле ибн Джудану, который увидел его способности и освободил. Благодаря своим способностям Сухайб за короткое время стал очень богатым.
Однако распространенные в Мекке идолопоклонничество и разврат омрачали его успех и не давали ему покоя. Поиски смысла жизни в конечном итоге привели его в Дом Аркама.
В первые годы ислама молодые мусульмане не могли молиться Всевышнему открыто. Дом Аркама был выбран как место, где они могли встречаться, молиться и узнавать об исламе. В дом можно было войти и выйти тайно, и он находился на узкой неприметной улочке.
Рассказывают, что Аммар (р.а.) сказал: «Я встретил Сухайба ибн Синана на пороге дома Аркама, когда там был посланник Аллаха ﷺ. Я спросил: «Чего ты хочешь?» Он тоже спросил в ответ: «А ты чего хочешь?». Я ответил, что хотел бы поговорить с пророком Мухаммадом ﷺ и послушать его послание. Он сказал, что хотел бы сделать то же самое. Мы оставались в доме до конца дня и тайно ушли в темноте ночи» (Мухаммад ибн Саад, Китаб аль-Табагат аль-Кабир).
Таким образом, Сухайб начал свой путь благочестия. Для него это был непростой период. У него не было поддержки со стороны семьи или племени, а его богатство и новый статус свободного человека не спасали от притеснений и преследований со стороны мекканской знати, которым подвергались многие мусульмане.
Когда пророк Мухаммад ﷺ начал призывать своих последователей к переселению в Медину, Сухайб очень хотел быть среди них. Из-за его богатства мекканцы пытались помешать ему, вплоть до того, что к нему была приставлена охрана, чтобы тот не сбежал.
В конце концов Сухайб прибег к уловке. Он притворился, что у него болит живот. Он то заходил в дом, то выходил из него, якобы для того, чтобы справлять нужду. Охранники пошутили над его состоянием, но вскоре им стало скучно, и они заснули. Сухайб воспользовался случаем и, вооружившись мечом и луком, поскакал из Мекки на своем коне.
Вскоре охранники опомнились и схватили Сухайба, заманив его в ловушку. Сначала он решился не сдаваться и биться с ними до конца, затем решил изменить тактику и предложить им все свое богатство, спрятанное в Мекке. Охранники приняли это предложение, и он продолжил свой путь в Медину.
Когда Сухайб достиг Кубы, недалеко от Медины, пророк Мухаммад ﷺ увидел его приближение и сказал: «Твоя сделка была прибыльной, о, Абу Яхья. Твоя сделка была прибыльной». Он повторил это трижды» (Имам Ахмад).
В последующем Сухайб смог вернуть свое богатство, которое отдал охранникам, и продолжал им щедро распоряжаться, тратя его при любой возможности на благо нуждающихся, сирот и пленников. Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) однажды заметил:
«Почему тебя называют Абу Яхья (отец Яхьи), когда у тебя нет ребенка? Ты говоришь, что араб, хотя тебя называют римлянином, и ты к тому же много кормишь людей. Я видел, как ты раздаешь так много еды, что это кажется необычным». Сухаиб ответил, что однажды он слышал, как пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Лучший из вас тот, кто раздает еду» (Имам Ахмад, Сахих Бухари).
Спустя годы после смерти пророка Мухаммада ﷺ, когда Умар (р.а.) стал халифом, Сухайб узнал, что он (Умар) получил ножевое ранение. Он не смог сдержать гнев и горе, и в слезах побежал к Умару.
Умирающий халиф сказал: «О, Сухайб! Ты плачешь обо мне, когда Пророк ﷺ сказал: «Мертвого человека мучают некоторые плачи его родственников?» (Мискат аль-Масабих).
Умар позвал шестерых сподвижников, чтобы решить между собой, кто станет его преемником. Затем он поручил Сухайбу возглавить мусульман во время намазов и взять на себя временное руководство мусульманами. Известно, что Сухайб передал более тридцати хадисов, и три из них можно найти в «Сахихе» Муслима.
Сухайб ибн Синан ар-Руми умер в Медине через 38 лет после переселения (658 год), примерно в возрасте семидесяти лет. Саад ибн Абу Вакас возглавил джаназа-намаз, и Сухайб был похоронен на кладбище Джаннат аль-Баки, первом мусульманском кладбище, основанном в Медине.