Начало: Юнус Эмре: что известно о великом поэте и суфии?
В последующем Юнус Эмре начал накапливать в себе печаль. Чем больше была его печаль, тем более одиноким он становился. Это одиночество превратилось в самого близкого его друга.
В тоже время он старался быть среди тех, кто скорбит. Если в его деревне кто-то горевал и страдал, то Юнус тотчас приходил, чтобы разделить его горе, независимо от того, кем был этот человек. С тех пор печаль и трудности других людей превратились в собственное горе Юнуса Эмре. Молитвами к Творцу он искал лекарство от их печали.
Во время голода он отправился в дервишскую обитель – дергях великого суфия Хаджи Бекташа Вели, чтобы попросить зерна для голодающих жителей своей деревни. По дороге к Хаджи Бекташ Вели Юнус решил, что туда не хорошо приходить с пустыми руками, и он собрал в подарок Хаджи Бекташу диких груш.
Хаджи Бекташ спросил Юнуса, примет ли он нафас – тайное дыхание благословения, вместо телеги, полной мешков с зерном, но Юнус думал о голодающих односельчанах. Затем Хаджи Бекташ увеличил свое предложение: «Мы дадим тебе десять нафасов за каждую дикую грушу, которую ты нам принес».
Поскольку Юнус никогда раньше не слышал о нафасе, он даже не мог себе представить, какое сокровенное сокровище ему предлагают. В результате он выбрал зерно.
Позже, возвращаясь в деревню, Юнус подумал, что, вероятно, совершил ошибку, поскольку начал понимать значение нафаса, предложенного ему Хаджи Бекташом.
Он бросился к нему и сказал: «Вот твое зерно, забери его и дай мне свой нафас». Но Хаджи Бекташ сказал ему, что его доля нафаса теперь передана Таптуку Эмре, который вскоре станет его проводником на пути. Таким образом, Юнус отправился к Таптуку Эмре.
Юнусу потребовалось совсем немного времени, чтобы найти Таптука Эмре. Таптук поручил Юнусу собирать дрова из леса для нужд дервишеской обители, и Юнус стал добросовестно выполнять все поручения.
Даже собирая дрова в лесу, он не брал изогнутый хворост, пологая, что гореть в обители достойны только дрова прямой формы.
Каждый раз, когда он возвращался из леса, все видели, как Юнус нес в обитель лишь прямые сучья деревьев. Однако это трепетное отношение к своему долгу вызвало множество болезненных ран на его спине, о которых Юнус ничего не говорил.
Несмотря на то, что спина Юнуса была покрыта ранами, он продолжал носить дрова. Из-за того, что его раны болели, по приходу в обитель он сразу швырял все дрова на землю, и бывало, что они рассыпались.
Читайте также: Достоверно установлено место жительства тюркского поэта и суфия Юнуса Эмре
Когда некоторые, завидовавшие Юнусу дервиши, увидели это, они побежали к Таптуку Эмре и пожаловались: «Юнусу уже наскучило служить тебе, теперь он разбрасывает дрова по всей обители».
Таптук Эмре ответил: «Побейте его! Он должен отказаться от этой обязанности и понести наказание».
Дервиши вернулись к Юнусу, избили его до полусмерти и вышвырнули за ворота. Его тело оказалось за порогом за исключением его головы, которая все еще находилась внутри обители.
Юнус прошептал: «Альхамдулиллах, вся хвала Аллаху, моя голова все еще внутри».
Как только Таптук услышал, что сказал Юнус, он бросился его обнимать со слезами на глазах, затем повернулся к дервишам, которые избили Юнуса, и сердито сказал: «Вы пытались убить его, но я сказал вам, чтобы вы его только побили. Теперь я услышал то, что хотел услышать».
Сам Таптук Эмре очистил раны Юнуса и исцелил их, он больше никогда не заставлял его носить дрова для обители.
Однажды, когда Таптук беседовал со своими дервишами, он повернулся к Юнусу и сказал: «Читай свои стихи, мой Юнус, читай свои стихи!»
Юнус начал читать свои стихотворения, некоторые из них сохранились и дошли до наших дней. Завистливые дервиши не могли больше терпеть его присутствия в обители и начали плести против него разные интриги.
Обиженный заговорами Юнус попросил у Таптука разрешения уехать: «Я понимаю, что быть дервишем нелегко. Так позволь мне уйти в мир с моим одиночеством, моей инаковостью, я стану близким другом для тех, кто в печали».
Продолжение следует…