
Фото: 2020192064/ shutterstock.com
Наступил месяц Раби аль-ахир – четвертый месяц лунного календаря. Раби аль-ахир ( رَبِيع ٱلْآخِرَة ) означает «последний раби», у месяца есть также другое название – Раби ас-сани ( رَبِيع ٱلثَّانِي ), что значит «второй раби».
«Раби аль авваль» в переводе с арабского означает «последняя весна», что указывает на ее положение в доисламском арабском календаре, когда месяцы были привязаны к временам года.
Важно понимать, что достоинство любого месяца в исламе определяется не особыми ритуалами, а возможностью для благих дел и значимыми событиями, которые в нем произошли. В отличие от Рамадана или Мухаррама в Благородном Коране или сунне Пророка ﷺ нет особых предписаний относительно Раби аль-ахир.
Однако, как и любой месяц, он предоставляет возможность для поклонения и добрых дел, которые умножают награду перед Аллахом. Всевышний призывает к постоянному поклонению.
В Священном Коране сказано:
«Вспоминайте обо Мне [как можно чаще], и Я буду помнить о вас [то есть приму ваше поклонение и дарую награду в вечном мире]» (Аль-Бакара, 152).
Раби аль-ахир не входит в число четырех запретных месяцев (Мухаррам, Раджаб, Зуль-Када, Зуль-Хиджа), однако его ценность — в уроках, которые мусульмане извлекают из произошедших в нем исторических событий, демонстрирующих величие Аллаха и испытания веры.
Пророк ﷺ подчеркивал важность добровольных постов и молитв в любые дни, кроме праздничных, таких как нафиль-посты по понедельникам и четвергам, чтение Благородного Корана и садака.
Для мусульманина нет ограничений и каждый месяц — это время для очищения сердца и укрепления веры, напоминая о бренности мира.
Запретные месяцы мусульман: для чего они и откуда появились?
Фото: Sony Herdiana/ shutterstock.com
1. Поход Зайда бин Хариса (р.а.) в Джамум: в 4 год хиджры мусульмане под командованием Зайда бин Хариса (р.а.) отправились в экспедицию, чтобы распространить ислам и защитить интересы уммы, что укрепило позиции мусульман в регионе.
2. Битва при Бахране: событие, связанное с конфликтом мусульман с племенами язычников, подчеркивающее стойкость сподвижников в защите веры.
3. Поход Абу Убайды бин аль-Джарраха (р.а) к Таиф аль-Бахр: в 6 год хиджры поход сподвижников для укрепления мусульманского влияния на побережье, демонстрирующая стратегическую мудрость Пророка ﷺ.
4. Поход Абдуллы бин Равахи (р.а.) в Хайбар: в 7 год хиджры миссия, направленная на разведку и укрепление позиций после завоевания Хайбара.
5. Делегация Абдуль Каиса (р.а.) в Бахрейн: в 8 год хиджры делегация для распространения ислама среди племен Бахрейна, что привело к принятию ислама местными жителями.
6. Поход Али бин Абу Талиба (р.а.) к Бану Абдулла бин Са'д: в 8 год хиджры экспедиция под командованием Али (р.а.) для урегулирования конфликтов и распространения ислама.
7. Поход Галиба бин Абдуллы (р.а.) к Аль-Майфа'а: в 8 год хиджры миссия для защиты мусульманских интересов в регионе Аль-Майфа'а.
8. Поход Шуджа бин Вахб аль-Асади (р.а.) к Бану Амир: в 8 год хиджры поход для укрепления связей с племенем Бану Амир и распространения даавата.
9. Смерть шейха Абдул-Кадира Гейлани: 11 Раби аль-ахир 561 года хиджры) умер основатель кадирийского тариката, великий суфий и ученый Абдул-Кадир Гейлани.
10. Смерть Хабиба Аджами: 15 Раби аль-ахир 156 года хиджры ушел из жизни известный суфий и аскет, чья жизнь была примером преданности и поклонения Аллаху.
Эти события подчеркивают активность сподвижников в распространении ислама и укреплении уммы в ранний период, а также вклад улемов в духовное наследие.
Месяц Раби аль-ахир – это время для духовного роста и добрых дел, напоминающее о бренности мира. Он побуждают к размышлениям о вере. Пророк ﷺ сказал: «Время — это жизнь, и оно проходит» (Ибн Хиббан).
Пусть этот месяц принесет благословение и укрепит веру! Аминь.
Хасан Умеров