Мир живет в удивительное время и люди становятся свидетелями перехода от «эры бездумного потребления» к эпохе потребления полезных и натуральных продуктов. Одним из таких видов продуктов является халяль, дозволенное и разрешенное религиозными предписаниями. Эти предписания мусульмане строго соблюдают на протяжении более 1400 лет. Но только в последнее десятилетие халяль превратился в бренд, став элементом рыночного механизма, в силу роста мусульман всего мира и его урбанизации. На популярность бренда повлияло и то, что западные корпорации начали производить данные продукты в мировом масштабе.
На сегодняшний день объем рынка халяльной продукции в мире ежегодно оценивается более чем в $2,1 трлн. Потребителей мусульман в количестве около 2 млрд является мощной экономической силой рынка, к 2050 году мусульман составит уже 2,8 млрд.
Рост населения мусульман по годам (Источник: MajlisGlobal)
Международный бренд «Халяль» должным образом оправдывает свою универсальность. Ведь словосочетание мусульманский мир – это не абстрактное понятие. Мусульманский мир - это одна четвертая часть всего населения земного шара, которое сосредоточено в регионах Азии, Ближнего Востока, Африки. В докладе Pew Center указывается, что наибольшая концентрация мусульман наблюдается в Азии, где проживает более 60% от общего числа мусульман, 20% на Ближнем Востоке, а остальные разбросаны по всей планете. На Ближнем Востоке, традиционно считающимся регионом наибольшего сосредоточения мусульман, их насчитывается всего 1 % от населения всей планеты.
Распределение мусульман по регионам (Источник: MajlisGlobal)
Ещё одна интересная особенность. Более 300 млн мусульман, то есть одна пятая часть населения исламского мира, проживают в странах, где ислам не является преобладающей религией. В Индии проживает 177 млн мусульман, то есть больше, чем в любой другой стране, за исключением Индонезии и Пакистана. Приверженцев ислама там в два раза больше, чем в Египте, который считается самой большой арабской страной. Также в Китае мусульман больше, чем в Сирии (интересные наблюдения приводятся в СМИ – в Китае около 22 % китайцев в возрасте до 30 лет исповедует ислам); в Германии больше, чем в Ливане, в России –20 млн мусульман, больше, чем в Иордании и Ливии вместе взятых.
Также мусульмане являются меньшинством в южноафриканских странах к югу от Сахары, там проживают лишь 240 млн мусульман, примерно 15% от общего числа мусульман мира. Мусульман больше всего проживает в Азии (около 1 млрд 180 млн), далее идут Африка (более 500 млн), Европа (около 50 млн), Северная и Южная Америки (свыше 10 млн), Австралия и Океания (0,7 млн).
Таким образом, потребители халяльной продукции представляют собой различные расы, народы и национальности и, естественно, различные культуры поведения и потребления пищи – это как единый организм, их объединяет общее - вера, истина и традиция.
Если количество потребителей перевести на язык экономики, то можно получить потрясающие цифры по мировому объему рынка халяльной продукции. Об этом свидетельствуют последние данные компании Transparency Market Research: мировой рынок продуктов халяль к 2020 году увеличится, достигнув оборота в $6 трлн, к 2030 году - до $10,5 трлн.
Какой рынок в мире сегодня может продемонстрировать такие возможности?
Ранее в докладе Thomson Reuters и консалтинговой компании Dinar Standard объем рынка оценивался более скромными цифрами: в размере $2,6 трлн к 2020 году.
Специалисты организации Euromonitor International отмечают, что продажи свежего мяса в регионе Ближнего Востока и Африки выросли на 19%, это на 13% выше среднего мирового показателя. В Азиатско - Тихоокеанском регионе (Пакистан, Индонезия и Малайзия) рост продаж свежего мяса вырос на 54% с 2009 по 2014 год. В ОАЭ он составил 33%, в Египте - 28%, в Марокко - 19%. Также любопытно, что потребители продуктов «халяль» тратят 30% своего дохода на питание, тогда как потребители обычных пищевых продуктов - 14%, об этом свидетельствуют исследования, проведенные консалтинговой компанией Sutralis (Франция) в 2012 году.
Только транснациональным корпорациям, например, Nestle, McDonald’s, KFC, ретейловым сетям Carrefour и Tesco, под силу так быстро развернуть масштабные производства. Ведущий игрок на рынке продуктов питания и напитков Nestle SA (Малайзия) производит около 300 наименований продуктов «халяль» на 159 фабриках из 480, принадлежащих компании. Проще говоря, данные корпорации не могли проигнорировать растущие потребности 25% населения исламского мира.
Таким образом, именно вышеуказанные мировые бренды могли оказать влияние на рост популярности продуктов «халяль» во всем мире, информируя, в том числе потребителей – не мусульман, о его высоком качестве и пользе для здоровья. Но это не значит, что другие национальные игроки не смогут воспользоваться возможностями данного рынка. Благодаря усилиям своего правительства, наличию инвестиций они могут стать участниками международного рынка халяльной продукции.
Поистине халяль является не только образом жизни для мусульман, но имеет особое значение для решения коренных вопросов населения африканских и ближневосточных стран, в снижении уровня бедности. Так как рост производства продуктов «халяль» позволяет обеспечивать потребности внутреннего рынка этих стран, в первую очередь продовольственными товарами. К тому же, рост халяльной экономики создает дополнительные рабочие места, что является актуальным для быстрорастущего населения данных стран.
Зульфия Нури