Очевидно, используя в качестве модели весьма успешный сибирский опыт, российские власти стремились создать новые среднеазиатские торговые колонии в русских поселениях, основанных в XVIII веке в Казахской степи.
В течение XVIII века власти также расселили в России «азиатских» беглецов, в первую очередь персов, афганцев и выходцев из Средней Азии, бежавших из казахского или туркменского плена. При этом им предлагались те же привилегии, что и сибирским бухарцам.
Главным среди этих поселений, где располагались значительные общины выходцев из Средней Азии, был Оренбург, коммерческие связи которого были преимущественно с Бухарой, но также и с Хорезмом.
Несколько крупных торговых центров вдоль укрепленной линии по северной окраине Казахской степи, или Сибирской линии, как ее называли, были основаны в первой четверти XVIII века.
Эти поселения вели торговлю преимущественно с Ташкентом, Ферганской долиной и Кашгаром. В их число входили сначала Ямышево Озеро, а затем Петропавловск, Семипалатинск и Усть-Каменогорск.
Как в случае с Оренбургом, так и с городами вдоль Сибирской линии, российские власти активно стремились стимулировать торговлю со Средней Азией, Джунгарским ханством, а также с Китаем, привлекая среднеазиатских купцов и предлагая им те же привилегии, которые предоставлялись сибирским бухарцам.
Во время правления Петра I на юге Сибири, вдоль реки Иртыш, которая в то время находилась под контролем джунгаров, была создана новая линия фортов и торговых центров. Фортами на этой линии, ставшими впоследствии важными торговыми центрами, были Семипалатинск (1718 г.) и Усть-Каменогорск (1720 г.).
Политика создания новых фортов вдоль Казахской степи продолжалась и после смерти Петра.
Оренбург был основан в 1734 году на месте Орска, а затем в 1741 году на его нынешнем месте. Другие форты, ставшие важными торговыми центрами, включали Троицк (1750 г.) и Петропавловск (1753 г.).
К концу XVIII века эти города превратились в места активной коммерческой деятельности, которая привлекала русских, татарских, греческих и армянских купцов из России и среднеазиатских купцов из Бухары (включая некоторых бухарских евреев), Хивы, Ташкента, Хоканда, Кашгара и других стран. Кроме того, все эти города были важными центрами степной торговли с казахами, а в Оренбурге и Троицке – с башкирами.
В некоторых из этих новых городов, таких как Семипалатинск, до советских времен мусульманское население составляло большинство. Другие имели города-спутники, состоящие почти исключительно из мусульман, такие как Каргалы рядом с Оренбургом, также известный как Сеитов Посад, или Мавлюд (Мавлютово) рядом с Петропавловском.
Вскоре во всех этих городах возникли постоянные общины татар, выходцев из Средней Азии: в первую очередь бухарцы в Оренбурге, и смешанная община из бухарцев и ташкенцев в Петропавловске и Семипалатинске.
Российские власти проявляли к этим выходцам из Средней Азии такую же заботу, как и к астраханцам и сибирским бухарцам, относясь к ним с особой благосклонностью и предоставляя им аналогичные привилегии.
В то же время татары и башкиры из России также селились в этих городах и устанавливали постоянные контакты с выходцами из Средней Азии и со среднеазиатскими городами, особенно с Бухарой. Среднеазиатские купцы, особенно в Оренбурге, часто брали в жены татарок.
В то время как сибирские бухарцы в XVII–XVIII веках в основном селились среди сибирских татар, которые были относительно удалены от большей мусульманской общины в Волго-Уральском регионе, создание этих городов вдоль Казахской степи привлекло туда татар со всей России и расширило возможности попадания татар в Среднюю Азию. Особенно это касалось татарского купечества, а затем татарского мусульманского духовенства.
Основные источники:
Исследования американского ученого Аллена Дж. Франка.