Ханафитский мазхаб получил распространение во всех областях, которыми руководило государство Аббасидов. Авторитет мазхаба был пропорционален авторитету государства. Когда ослабевал авторитет государства, ослабевал и авторитет мазхаба. Однако если в некоторых областях он был признан всем народом, то в других был лишь официальным мазхабом. А население могло быть как ханафитами, так и приверженцами других мазхабов. В Ираке, Мавераннахре и в завоеванных восточных областях и официальным, и признанным народом мазхабом был ханафитский мазхаб.
Если окинем взглядом другие исламские страны, то увидим, что в Сирии также ханафитский мазхаб был мазхабом и народа, и государства. Если направимся в сторону Египта, то увидим преобладание в народе маликитского и шафиитского мазхабов, так как в Египте, с одной стороны, было много учеников Имама Малика, а с другой стороны, Имам Шафии провел последние годы жизни в Египте и там похоронен. Поэтому в Египте было много известных ученых, принадлежащих как одному, так и другому мазхабу.
Позднее ханафитский мазхаб был привнесен в Египет в качестве официального мазхаба, однако народ не стал окончательно ханафитами. Когда Фатимидским государство оккупировало Египет, они отняли официальный статус ханафитскиго мазхаба и установили власть шиитского имамитского мазхаба. Аюбиды, сменившие здесь Фатимидов, поддерживали шафиитский мазхаб, и лишь Нуруддин аш-Шахид (ум. в 569 г. хиджры) открывал медресе, где обучение проводилось по ханафитскому мазхабу. И это естественным образом привело к сохранению распространенности ханафитского мазхаба. В период период правления династии мамлюков в Египте судебные решения выносились в соответствии со всеми четырьмя мазхабами.
Когда правителем Египта стал Кавалали Мехмет Али-паша (ум. в 1849 г.), он своим единоличным решением объявил ханафитский мазхаб официальным мазхабом.
Ханафитский мазхаб не смог перейти из Египта в западные области (Магриб). Хотя во времена Асада ибн аль Фурат ибн Синана (ум. в 213 г. хиджры) ханафитский мазхаб и был привнесен в Магриб, но не смог здесь укрепиться, потому что представители государства Аглабидов были в маликитском мазхабе. По этой причине, в Магрибе и Андалусии маликитский мазхаб имел возможность стать единственным мазхабом.
Islam-Today