Кому Пророк (мир ему) запрещал записывать за ним его слова?

Вопрос: Как следует понимать хадис: «Ничего за мной не записывайте. Кто записал за мной что-нибудь кроме Корана, пусть уничтожит»?

Ответ: Этот хадис, запрещающий записывать хадисы, относится к начальным этапам распространения Ислама. Он адресован к писцам откровения, поскольку на одних и тех же листах они записывали и ниспосланные аяты Корана, и хадисы, и поэтому возникала опасность перепутать их. Для остальных людей запрета записывать хадисы не было. Более того, им давалось на это разрешение и даже повелевалось.

К примеру, Абдуллаху ибн Амру, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха (мир ему) повелел: «Записывай. Клянусь Аллахом, что отсюда (он указал на свои благословенные уста) не выйдет ничего, кроме истины».[1]

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: «Никто из сподвижников Посланника Аллаха не передавал хадисов больше меня. За исключением Абдуллаха б. Амра, так как он записывал, а я не писал» (Бухари, «Книга знаний», 39).

Как видим, запрет на записывание хадисов касался лишь определенного круга лиц. Это не только не было всеобщим запретом, а местами даже поощрялось.

Тем, кто жаловался на свою память, Посланник (мир ему) рекомендовал: «Призовите на помощь свою правую руку». А еще он говорил: «Письменно закрепляйте знания». Некоторые люди просили дать им письменные тексты его проповедей, и им предоставляли эти тексты. Существует более трехсот его писем объемом от нескольких строк до нескольких страниц, каждое из которых представляет собой отдельный хадис, записанный под его диктовку.

Всех этих доводов достаточно, чтобы доказать наличие разрешения на запись хадисов. Даже если брать во внимание только письма, и то становится понятным, что Пророк (мир ему) не только не запрещал записывать что-либо кроме Корана, а наоборот, большое значение придавал широкому использованию письменности в общественной жизни.


[1] Абу Дауд «Книга знаний», 3 3646.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle