Как китайский чай изменил судьбу татар

В марте 1857 года сотрудники Семипалатинской таможни арестовали татарского купца Назима Муртазина и конфисковали его товары. Они обнаружили незаявленный чай, спрятанный под другим его грузом.

Назим был одним из сотен русских, татарских, казахских и ташкентских купцов, которые попробовали свои силы в том, чтобы стать крупным бизнесом в России за счет торговли чаем из Китая.

В первой половине XIX века Россия быстро расширялась. На востоке Джунгарское государство потерпело поражение от Китая, в последующем в 1758 году большая часть джунгарского населения Илийской долины было истреблено.

Это привело к заселению китайской стороны границы мусульманским населением – уйгурами и дунганами (китайцы-мусульмане). Данный факт открыл путь для более активной торговли между Россией и Китаем.

В начале XVIII века центрами российской торговли с Китаем были города Кяхта (ныне в Бурятии) и Цурухайтуй (ныне в Читинской области).

Однако демографические изменения приграничья привели к увеличению торговли через территорию, ранее занимаемую Джунгарским ханством.

Три города на российско-китайской границе особенно выиграли от этой новой торговли: китайские города Кульджа и Чавчак и российский форпост Семипалатинск (ныне в Казахстане). В Семипалатинске практически с самого основания жили татарские купцы.

В 1851 году, в знак признания неуклонного роста торговли между этими городами, Россия и Китай заключили договор, который официально разрешал эту торговлю и устанавливал правила ее регулирования.

По мере роста торговли с Китаем рос и Семипалатинск. Казанские татарские купцы и поселенцы, такие как Назим Муртазин, направились на восток в поисках пахотных земель и возможностей открыть свое дело.

В начале 1800-х годов поток европейских промышленных товаров в Россию достиг такого уровня, что Павел I и Александр I издали указы, запрещающие ввоз из Европы зеркал, хрусталя, шелка, бумаги, льна и тонкого фарфора. Таможенный контроль должен были обеспечить защиту зарождающегося российского производства в данных направлениях.

В начале XIX века наблюдался не только рост торговли, но и фундаментальные преобразования в торговле. В XVIII веке купцы, привозившие товары из других стран, специализировались на предметах роскоши (драгоценные камни, специи, шелк и хлопчатобумажные ткани индийского производства), предназначенных для небольшого рынка состоятельных потребителей – богатых дворян и купцов.

Чай в исламе, или 4 причины выпить чашку чая
Вопрос: Как относиться к чаю, учитывая то, что Абдуррахим Утыз-Имяни аль-Болгари (1754-1836) написал труд под названием «Рисаля фи замми шурби шай» – трактат о порицании чаепития?
13.10.2021
9002

Однако к концу 1700-х годов торговая культура начала меняться в ответ на рост экономики массового потребления. В этот период начинается бурное накопление капитала татарскими купцами.

Мусульманские купцы брали деньги, заработанные на торговле, и вкладывали их в строительство мечетей и медресе, содержание шакирдов и финансировали ученых и шейхов.

Новые богатства, связанные с торговлей с Востоком, изменили жизнь российских мусульманских общин в 1780-1860-х годах.

Отчет о праздновании Курбан байрама в Семипалатинске в 1860-х годах описывает, как богатые татарские купцы одевались в золотые ткани и ставили ковры и огромные столы с едой перед своими домами, чтобы кормить прохожих.

Другие зажиточные жители спонсировали скачки на окраине города. Показная демонстрация богатства была такой же частью нового процветания, как и благотворительность.

Помимо создания богатства, участие казанских татар в междугородной торговле в первой половине XIX века принесло мусульманским общинам новые товары.

Культура самовара: как татары научили турков пить чай
Когда часть татар решила переселиться в Османскую империю, среди ценных вещей, которые они брали с собой были и самовары. Турки, увидев татарские чаепития с самоваром, приятно удивлялись.
15.01.2021
5736

Чай, когда-то считавшийся предметом роскоши, к 1830-м годам стал одним из основных продуктов потребления казанских татар.

Чайный ажиотаж среди казанских татар создал спрос на ряд новых принадлежностей, связанных с потреблением чая: чашки, чайники, чайные ложки, блюдца, сервировочные блюда и, наконец, самовар.

Сахар также получил распространение в домах казанских татар как добавка к чаю и ингредиент в новом ассортименте сладостей, подаваемых с чаем.

Торговля познакомила казанских татар с новыми культурами и вдохновила на новые вкусы. За татарскими столами в Семипалатинске встречались казахские, татарские, ташкентские, уйгурские блюда и напитки.

Основной источник:
Исследования Даниэллы Росс.

Социальные комментарии Cackle