Кризис, разразившийся недавно в отношениях между Саудовской Аравией и Ираном, назревал в течение многих лет. Бесспорно, что две эти страны никогда не были союзниками, но с началом вооруженного конфликта в Сирии их интересы вступили в непосредственное противостояние. Дипломатическое напряжение усилилось после того, как Саудовская Аравия начала военную кампанию в Йемене против хуситов, пользующихся широкой поддержкой Тегерана.
Решение Эр-Рияда о смертной казни одного из представителей высшего шиитского духовенства шейха Нимр ан-Нимра в числе 47 осужденных (включая признанных членов Аль-Кайеды) было воспринято как угрожающее послание Ирану о том, что шиитские духовные лица признаются террористами. Практически все аналитики и комментаторы сходятся во мнении о том, что смертная казнь явилась тщательно спланированным политическим решением, призванным спровоцировать Иран на неосторожные действия.
Нападение на посольство Саудовской Аравии (сотрудники которого были заранее эвакуированы) было ожидаемым, но значительно менее жестоким, чем предполагал Эр-Рияд. Руководство Ирана прекрасно понимало, что страна находится в центре внимания по причине ядерной сделки, реализация которой должна была подтвердиться спустя несколько дней после казни шейха. Поэтому оно не хотело давать прессе такие неподходящие поводы для новостей. На самом деле, имеются подозрения о том, что Тегеран мог одобрить акцию протеста перед посольством Саудовской Аравии, но не его осаду.
Решение Эр-Рияда о приостановке дипломатических и торговых отношений является преимущественно символическим жестом, поскольку этих отношений практические не существовало. Вероятно, Саудовская Аравия рассчитывала на более жесткую и агрессивную реакцию Тегерана: например, многотысячные митинги в поддержку шиитов в Саудовской Аравии или даже закрытие Ормузского пролива, которое имело бы негативные последствия для всех государств Персидского залива.
Политика руководителей Саудовской Аравии в отношении Ирана носит неровный характер по нескольким причинам. Эр-Рияд открыто выступает против ядерной сделки, заключенной между Ираном и шестью мировыми державами в июле прошлого года. Он опасается, что снятие экономических санкций против Ирана позволит Тегерану значительно укрепиться как в финансовом, так и политическом плане и усилит его роль в регионе.
Наблюдатели не могли не отметить, что с момента подписания ядерной сделки с Ираном в середине прошлого года отношения между Саудовской Аравией и США стали более напряженными. Некоторые официальные лица в Эр-Рияде открыто заявляют, что Соединенные Штаты их предали, и выражают разочарование действиями президента Обамы. Сдержанная реакция Вашингтона на конфликт между Саудовской Аравией и Ираном свидетельствует о том, что Белый дом не так уж однозначно согласен с решением Эр-Рияда о смертной казни и не хочет продолжать противостояние с Ираном.
Пока слишком рано говорить о том, что Вашингтон готов к укреплению отношений с Тегераном, хотя протянуть руку руководству Ирана он, безусловно, готов. Интересы Саудовской Аравии заключаются в том, чтобы предотвратить дальнейшее сближение США и Ирана, поэтому дипломатический кризис мог быть спланирован с целью «выявить подлинную сущность Тегерана».
Если говорить о внутренней ситуации в Саудовской Аравии, то раздоры внутри руководства страны тоже могут быть одной из причин, объясняющей решение разорвать отношения с Тегераном. Король Салман Аль Сауд, взошедший на трон в январе 2015 г., продолжает искать возможности для коренной реорганизации монархии саудитов. Во-первых, он лишил своего сводного брата Мукрина статуса кронпринца (наследника короны) и в настоящее время, возможно, стремится пересмотреть всю систему наследования власти в стране, сменив горизонтальный или диагональный порядок наследования на строго вертикальный, чтобы следующим королем стал его сын Мохаммед, нынешний министр обороны.
В последнее время обострилась конкуренция между кронпринцем Мухаммедом бин Найефом (министр внутренних дел) и вторым кронпринцем Мохаммедом бин Салманом (министр обороны). Утверждается, что предпринимаются попытки отставить кронпринца под тем предлогом, что только сильный и молодой король, такой как действующий министр обороны, сможет справиться с растущими угрозами для Саудовской Аравии, включая войну в Йемене и мятежный Иран.
Для Тегерана этот кризис также наступил в трудное время. Осознавая губительные последствия возможного дипломатического конфликта с Саудовской Аравией, руководство Ирана действовало сдержанно, несмотря на осаду посольства. Если говорить о ситуации внутри страны, то руководство чувствует огромное давление в связи с предстоящими в феврале выборами в парламент и в Ассамблею экспертов. Избираемая раз в 8 лет Ассамблея является единственным органом, имеющим право отправлять в отставку и назначать верховного руководителя страны. С учетом того, что аятолле Али Хаменеи 77 лет, очень важно, чтобы представляющий центристские круги президент Рухани сохранял контроль на Ассамблеей в течение следующих восьми лет.
С точки зрения Ирана, конфликт с Саудовской Аравией возник буквально накануне так называемого дня реализации, когда ООН должна была подтвердить соблюдение Ираном условий ядерной сделки, что в конечном итоге привело бы к снятию санкций против Тегерана. Для президента Рухани было очень важно представить иранскому обществу снятие санкций как свою крупную победу, но дипломатический конфликт с Эр-Риядом мог омрачить этот триумф. Тегеран принял мудрое решение не усугублять этот кризис, который мог бы обойтись ему слишком дорого и в том числе сорвать подтверждение ядерной сделки.
Теперь, когда санкции против Тегерана сняты, мы можем ожидать, что Саудовская Аравия и Иран поменяются ролями: Эр-Рияду предстоит научиться жить в условиях финансовых ограничений и сокращения щедрых социальных льгот для своих граждан. Тем временем Иран готовится к масштабному притоку западных инвестиций и планирует повышение экономической активности. Саудовская Аравия рискует потерять свою позицию игрока, определяющего мировую цену на нефть. Теперь эта роль может перейти к Ирану, от решений которого об объемах добычи нефти и ее экспорта на мировые рынки будут зависеть рыночные тенденции. Иран по умолчанию находится в более выигрышной экономической позиции, потому что даже цена на нефть на уровне 25 долл. за баррель – благо для его экономики.
Поскольку многие эксперты рассматривают вооруженный конфликт в Сирии как опосредованную войну Ирана с Саудовской Аравией, существует высокий риск торможения сирийского дипломатического процесса. Это особенно тревожно, если учесть, что мировые державы поставили очень оптимистичные цели на следующие полтора года, по истечении которых в Сирии должны состояться президентские выборы. И хотя обе страны заявляют, что конфликт между ними не повлияет на ход переговоров по Сирии, существует ряд поддерживаемых Саудовской Аравией оппозиционных группировок, например, «Джаиш-аль-Ислам», которые могут поставить под вопрос возглавляемый ООН мирный процесс.
Поддерживаемое Ираном правительство Сирии уже подтвердило свое участие в мирных переговорах, которые пройдут в Женеве 25 января 2016 г. Однако, оппозиционные группировки этого пока не сделали. Именно это должно беспокоить Эр-Рияд, потому что, если представители сирийской оппозиции откажутся прибыть в Женеву, то у Ирана появится отличный повод обвинить Саудовскую Аравию в срыве переговоров по Сирии в связи с конфликтом между Эр-Риядом и Тегераном.
В конечном итоге все выглядит так, словно в дипломатическом смысле Саудовская Аравия попалась в собственную ловушку. Иранское руководство быстро осознало риски эскалации конфликта и после осады посольства выбрало осторожный сценарий. Давний союзник Эр-Рияда — США — решили не принимать чью-либо сторону в этом конфликте, а другие страны Персидского залива только формально поддерживают своего соседа, демонстрируя ограниченность влияния саудитов на ситуацию в регионе.
Юрий Бармин
Аналитик по России и ее стратегии на Ближнем Востоке, магистр философии международных отношений, Кембриджский университет, эксперт РСМД