О, Самарканд! Твой долгий век
Величием Тимура создан!
Твои святые медресе —
Приют искусств и просвещенья,
Они стоят во всей красе
Столетья превратив в мгновенья.
Ровесник Рима и Афин, Город знаменитых теней – история Самарканда насчитывает более 2750 лет. Самарканд всегда отличался особенным восточным гостеприимством. Представители разных национальностей и религиозных верований всегда легко уживались здесь. Самарканд уже давно получил говорящее прозвище «Восточный Вавилон», которое отражает саму суть города, показывает путь, пройденный многими поколениями. Он видел разных великих правителей, пережил многочисленные войны, набеги и землетрясения. В современном Самарканде сохранились многочисленные древние памятники эпохи Тамерлана и его предков, которые свидетельствуют о том, что первые люди начали жить на этой территории много тысяч лет назад.
Согласно древней легенде, когда был основан город Самарканд (VIII век до н. э.), с Зарафшанского хребта спустился леопард и одобрил строительство города. С тех пор самаркандцы ассоциируют себя с барами – они так же горды, храбры и щедры.
До прихода мусульман жители Самарканда были идолопоклонниками, чьи идолы были сделаны из простого камня. Места поклонения располагались между горами. Считалось, что это место службы для первосвященников. В то время мусульманами правил халиф, чья праведность служила примером для всех. Его звали Аль-Фарук Умар ибн Абд алазиз (680-720). Он правил страной, в которой не было ни Персидского Кисры, ни Римского Кайсара. Её границы простирались от Китая до Атлантического океана. Его жена Фатима, дочь Абдула Малика и сестра халифа Сулеймана, была самой благородной из арабских женщин.
Когда мусульманские войска под командованием искусного и известного полководца Кутайбы ибн Муслима приблизились к восточной части Самарканда, то направились к горе, расположенной за городом, чтобы местное население не увидело их и не смогло дать отпор. Несмотря на неимоверную силу войска, жители Самарканда не собирались сдаваться.
Наоборот, жрецы бежали к местам поклонения, а жители прятались в своих домах, опасаясь мусульман. Но вот понемногу отдельные люди стали выходить из своих домов за водой и едой, посылали за ними маленьких детей. Мусульмане не просто не трогали жителей, но даже помогали им принести домой необходимые еду и пищу.
Дети возвращались счастливые, и спокойствие и уверенность начали возвращаться в сердца людей, что подвигло их выйти из своих убежищ. Постепенно жизнь возвращалась на круги своя. Так между мусульманами и жителями Самарканда начали укрепляться дружественные отношения, стали осуществляться торговля и другие деловые отношения. Они видели в мусульманах надёжность и честность, укреплению отношений способствовало и отсутствие каких-либо притеснений со стороны мусульман.
Удивлению жителей не было предела, когда мусульманин и один из жителей Самарканда поспорили, и в шариатском суде решение было принято в пользу жителя Самарканда. Весть об этом дошла до жрецов, которые бежали в горы. Тогда они сказали, что если победители судят так справедливо, то они неизбежно должны иметь праведного правителя, и приказали главному из жрецов пойти к нему.
Он пришёл к Умару ибн Абдель Азизу и спросил: «Ты правитель правоверных?» Он сказал: «Да, чего ты хочешь?» «О повелитель правоверных, я был угнетён!» Человек прервал его и спросил: «На кого ты жалуешься?» «Я говорю о Кутайбе ибн Муслиме». Правитель понял, что это спор не между двумя людьми. Перс объяснил проблему и сказал: «Меня послали жрецы Самарканда. Они сказали, что у вас есть обычай: когда вы вступаете во владение городом, вы даёте право выбора между тремя вещами: принятие ислама, уплата дани или война».
Правитель сказал: «Да, это наше правило, и город имеет право выбрать одно из трёх». Молодой человек сказал, что Кутайба ибн Муслим этого не сделал, а, наоборот, без предупреждения ввёл мусульманские войска в город. Услышав это, правитель достал маленький листок бумаги и написал текст из двух строк, завернул клочок бумаги, запечатал и передал жрецу со словами: «Пошлите это губернатору Самарканда, и он прекратит оскорблять вас».
Молодой человек отдал письмо священникам. Они сказали передать его губернатору, чтобы он принял решение в соответствии с письмом. Губернатор Самарканда был удивлен письмом. Убедившись, что письмо от самого правителя, он распечатал его, и увидел следующие слова: «От правителя правоверных к правителю Самарканда. Ас-саламу алейкум ва рахматуллахи ва баракату! Назначьте судью, который разрешит спор между Кутайбой и жрецами Самарканда и сам займёт место Кутайбы ибн Муслима».
Губернатор не очень хотел отвлекать военачальника от его непосредственных обязанностей, но ему ничего не оставалось, как подчиниться приказу правителя, и он быстро назначил судью. Во время суда Кутайба ибн Муслим признался, что не оставил жителям города выбора, а решил напасть на город неожиданно из соображений безопасности. А когда подсудимый признаётся, все мы знаем, что процесс считается оконченным. По решению суда мусульманам было предписано покинуть Самарканд и оставить всё жителям, следуя предписаниям шариата и сунне Пророка (мир ему). Мусульмане начали покидать город, судья тоже встал и вышел перед священниками.
Жрецы не поверили своим глазам. Один из жителей Самарканда сказал: «Клянусь Аллахом, их религия – истина!», и произнёс шахаду. Вслед за ним все жрецы произнесли свидетельство вер, признав Аллаха и приняв тем самым ислам.
Регистан – это особенная площадь в центре города, окружённая комплексом из трёх медресе. Площадь по праву считается «сердцем» древнего Самарканда, дословно его название переводится как «песчаное место». В древности она действительно была покрыта песком.
Медресе Улугбека – старейшее сооружение площади Регистан. Дата начала его строительства точно не известна. Но в нише входного портала есть надпись: «Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе».
Исходя из этого, учёные предположили, что в 1417 году здание медресе уже строилось, то есть начало работ приходится примерно на 1415 год. Медресе построено во время правления Улугбека, внука Тимура. Он решил кардинально изменить облик Регистана и начал со строительства крупнейшего в Средней Азии исламского университета.
После окончания строительства медресе Улугбека стало одним из самых престижных университетов мусульманского востока XV века. Именно благодаря ему Самарканд получил статус крупнейшего научного центра. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам и богословию, а преподаванием занимались самые известные учёные того времени.
В первой половине XIX века медресе было разрушено сильным землетрясением, а в 1897 году, после ещё одной серии подземных толчков, здание превратилось в руины. С 20-х годов прошлого века памятник архитектуры постепенно реставрировали и отстраивали. Сейчас из первоначальных элементов здания отсутствуют наружные купола над угловыми аудиториями и юго-западный минарет. А северо-западный минарет сохранился лишь частично.
Через 200 лет после открытия медресе Улугбека появилось медресе Шер-Дор. Предполагалось, что это здание будет зеркальным отражением своего предшественника, но за 200 лет грунт просел, и новое медресе получилось чуть выше, однако визуально эта разница почти не видна.
Шер-Дор приказал построить хаким Самарканда Ялангтуша Бахадура, он посвятил это здание своему духовному наставнику Ходжа Хошиму Дагбеди. Шер-Дор построено из кирпича, украшенного яркими орнаментами, а башни и стены полностью расписаны различными цитатами из Корана на арабском языке. Со временем часть оригинальной отделки была утеряна, однако архитекторы и историки пытаются приблизить вид современного Шер-Дора к оригиналу.
Медресе Тилля-Кари находится в северной части площади. Строительство здания, название которого переводится как «покрытое золотом» началось в 1646 году и продолжалось 14 лет. Это самое молодое из трёх духовных училищ, окружающих площадь. Архитекторы сделали лицевой фасад не таким массивным, как у остальных сооружений, благодаря этому медресе служит своеобразным фоном для всего ансамбля.
Мечеть этого медресе украшена особенно пышно: стены и купол полностью покрыты росписью в технике кундаль (мелкими растительными узорами) с огромным количеством позолоты. К сожалению, к началу прошлого века большая часть облицовки медресе была разрушена. Восстановлением оригинального декора и сохранением уцелевших частиц занимались до конца 70-х годов.
В 2001 году в числе других достопримечательностей Самарканда все три медресе внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мемориальный комплекс Шахи Зинда – это уникальный ансамбль, состоящий из одиннадцати мавзолеев для знати. Их постепенно пристраивали друг к другу в течение XIV-XV веков.
Своё название «Шох-и Зинда» (живой царь) комплекс получил благодаря одной очень интересной легенде. Люди говорят, что двоюродный брат пророка Мухаммада (мир ему), Кусам ибн Аббас, пришёл в Самарканд со своим войском для утверждения ислама. Во время набега язычников Кусам был ранен стрелой, но сумел спрятаться в образовавшейся расщелине (по другой версии – в колодце) и остался жив.
Помимо родственников Тимура, здесь захоронено много философов, мыслителей и учёных. В давние времена этот комплекс был одним из самых важных религиозных и культурных центров Азии.
При раскопках на территории комплекса нашли более старые строения, датируемые XI-XII века, так что история этого места ведёт свой отсчёт гораздо раньше XIV века. Шахи Зинда – единственный в Самарканде археолого-архитектурный памятник, где в том или ином виде отразилась почти 25-вековая история города.
Двухкупольный мавзолей – одно из самых заметных зданий комплекса, которое относится к нижней группе построек. Раньше он назывался именем математика и астронома Кази-заде ар-Руми, учителя Улугбека. Но во время раскопок 1977 года археологи не обнаружили его останков. Теперь считается, что это усыпальница кормилицы Амира Тимура.
В мавзолее Ширин-Бека-ака покоится сестра Тимура. Этот мавзолей украшен изящной наборной изразцовой мозаикой. При помощи работы с цветом мастера создали объёмное изображение: синие и голубые тона создают глубокий фон, а красный, жёлтый, оранжевый и белый цвета – передний план. Ещё стены украшает надпись, авторство которой приписывают Сократу: «Поистине люди мира этого подобны птицам радующимся».