Татарский шамаиль: божественный свет и мечты о Рае (Фото)

Татарский шамаиль: божественный свет и мечты о Рае (Фото)

Вышитые, напечатанные, нарисованные, старинные и современные... Они висят практически в каждом татарском доме, украшают его и сохраняют его самобытность. Речь идет об уникальном виде мусульманского искусства, присущего только татарамшамаиле.

Шамаиль – произведение арабской каллиграфии ритуального назначения, где сочетаются текст и изобразительные элементы, но ни в коем случае нет изображений человека или каких-либо других существ. Текст шамаиля, как правило, это аяты и суры Корана, хадисы и назидания нравственного характера.

Неизвестный мастер. Шамаиль с зеркалом. Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска масляная. Текст: "С именем Милостивого, Милосердного Аллаха, от гонимого шайтана спасаюсь у Аллаха. Открой нам дверь блага! О, Аллах наш! Открой двери (Рая). О, Аллах наш! Совершенствуй мой нрав, как ты создал мое тело в совершенстве, и сохрани мое лицо от Огня!"

Неизвестный мастер. Шамаиль с зеркалом. Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска масляная. Текст: "С именем Милостивого, Милосердного Аллаха, от гонимого шайтана спасаюсь у Аллаха. Открой нам дверь блага! О, Аллах наш! Открой двери (Рая). О, Аллах наш! Совершенствуй мой нрав, как ты создал мое тело в совершенстве, и сохрани мое лицо от Огня!"

Вариантов исполнения шамаилей большое множество: на стекле, бумаге, печати и вышивке.

Считается, что такой феномен, как шамаиль, получил развитие при каких-то исключительных обстоятельствах только у казанских татар, причем у других мусульманских народов его нет. 

Мастер Фаридулла. Шамаиль из Сакмарского района. Тадж-Махал. Первая половина ХХ века. Стекло, краска масляная, фольга, роспись. Текст: "Бисмилляхир рахманир рахим. Ля иляха илля лаху Мухаммад расулюллах!"

Мастер Фаридулла. Шамаиль из Сакмарского района. Тадж-Махал. Первая половина ХХ века. Стекло, краска масляная, фольга, роспись. Текст: "Бисмилляхир рахманир рахим. Ля иляха илля лаху Мухаммад расулюллах!"

Посвященная этому феномену татарского искусства в национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного Музея изобразительных искусств (ГМИИ) РТ открылась выставка «Шамаиль. Искусство письма». Выставка представила 20 произведений известных каллиграфов.

История шамаилей очень интересна и начинается она с принятия ислама нашими предками в Волжской Булгарии 1100 лет назад. Сначала это были картины маслом, потом шамаили стали вышиваться, а к ХХ веку уже печататься. В советское время шамаиль практически ушел из жизни народа из-за существовавшей антирелигиозной идеологии.

Мастер Хамидулла. Текст: аятуль-Курси. Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска

Мастер Хамидулла. Текст: аятуль-Курси. Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска

Из профессиональных художников в советское время только Баки Урманче (1897–1990) – народный художник Татарстана и Российской Федерации, заслуженный художник Казахстана, лауреат госпремии имени Габдуллы Тукая Республики Татарстан создал несколько графических шамаилей.

Баки Урманче. Шамаиль "Аллах прекрасен и любит красоту", 1989. Бумага, тушь, краска бронзовая, перо, карандаш.

Баки Урманче. Шамаиль "Аллах прекрасен и любит красоту", 1989. Бумага, тушь, краска бронзовая, перо, карандаш.

Урманче вырос в семье муллы, где среда способствовала формированию в нем интереса к арабской каллиграфии. Художник очень уважал многовековую традицию татарского народа, и игнорировал советскую идеологию и возродил это искусство, дав импульс развития для творчества других художников.

Урманче работает в комиссии по усоверршенствованию шрифта на арабской основе и сам разрабатывает новые образцы, публикует научные статьи для печати, создает эскизы ваз с арабскими надписями, участвует в редактировании и подписывает «письмо 82-х» о значении для татарской культуры арабской графики, обращенное к Сталину. 

Баки Урманче. Шамаиль "Не гневайся", 1989. Бумага, тушь, бронзовая краска, перо, карандаш.

Баки Урманче. Шамаиль "Не гневайся", 1989. Бумага, тушь, бронзовая краска, перо, карандаш.

Веру в духовное начало, интерес к истории татарского народа не смогли сломить ни годы репрессии в Соловках, ни трудный период последующих скитаний.

В 70-х годах XX столетия мастер возвращается к искусству арабской каллиграфии: преподаёт уроки каллиграфии в Казанском университете, создаёт ряд арабографических произведений; вырабатывает свой собственный, узнаваемый стиль письма.

Баки Урманче. Шамаиль "Слава Аллаху", 1989 год. Бумага, тушь.

Баки Урманче. Шамаиль "Слава Аллаху", 1989 год. Бумага, тушь.

И, хотя каллиграфические композиции Баки Урманче, созданные в советский период, составляют лишь незначительную часть его многогранного творчества, они предвосхитили собой рождение новой «волны» арабской графики, возникшей в современном татарском национальном искусстве 90-х годов прошлого столетия.1

Коран из личного архива Умранче.

Коран из личного архива Умранче.

Отличительной чертой татарского шамаиля является фольга, подложенная с обратной стороны стекла. Так народные мастера изображали «нур» – божественный свет. 

Еще один важный элемент татарского шамаиля – растительный мотив и цветочный орнамент, стиль которого зависел от индивидуального уровня мастерства художника.

Растительный орнамент указывал на высшую ступень счастья мира вечного – Рай.

Неизвестный мастер. Шамаиль коронный из мечети Марджани. Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска

Неизвестный мастер. Шамаиль коронный из мечети Марджани. Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска

Неизвестный мастер. Шамаиль с веткой вишни. Аят аль-Курси, начало ХХ века. Указаны имена 4-х халифов.

Неизвестный мастер. Шамаиль с веткой вишни. Аят аль-Курси, начало ХХ века. Указаны имена 4-х халифов.

Неизвестный мастер. Шамаиль, начало ХХ века. Стекло, фольга, роспись маслом.

Неизвестный мастер. Шамаиль, начало ХХ века. Стекло, фольга, роспись маслом.

Неизвестный мастер. Шамаиль "Сад". "Священный свиток с шахадой". Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска темперная. Текст: "бисмилля", шахада, имена халифов и "Он, Аллах".

Неизвестный мастер. Шамаиль "Сад". "Священный свиток с шахадой". Начало ХХ века. Стекло, фольга, краска темперная. Текст: "бисмилля", шахада, имена халифов и "Он, Аллах".

Мастер Госман С. Шамаиль начала ХХ века. Стекло, фольга, краска.

Мастер Госман С. Шамаиль начала ХХ века. Стекло, фольга, краска.

Неизвестный автор. Аятуль-курси. 1940-е годы. Стекло, фольга, масло.

Неизвестный автор. Аятуль-курси. 1940-е годы. Стекло, фольга, масло.

1. Рустем Шамсутов, кандидат искусствоведения

 

Социальные комментарии Cackle