Саламат Рас покинул Сурат, что в Индии, 20 сентября 1676 года, унося на своём борту сотни паломников из Гуджарата. На борту также находился и Сафи ибн Вали. В отличие от других паломников, его путешествие спонсировала Зиб аль-Ниса, дочь императора Великих Моголов Аурангзеба (1658-1707).
Наряду с совершением хаджа перед Сафи ибн Вали стояла задача создать путеводитель по хаджу для будущих паломников. Предположительно, это пособие предназначалось для индийских мусульман и получило название «Анис аль-Худжадж» (Спутник паломника).
Эта книга – один из немногих сохранившихся путеводителей для паломников. Помимо практических советов, «Спутник паломника» включает в себя схематические виды святых мест и даже красочные иллюстрации, изображающие различные этапы паломничества. Главной отличительной чертой работы Сафи ибн Вали является предельная точность зафиксированных им карт.
На рисунке ниже можно ознакомиться с картой Джидды. Джидда была крупным портом для паломников, прибывающих в хадж, и, если верить историкам, была основана халифом Усманом в 647 году. Сафи ибн Вали, прибыв в порт, сразу взялся за составление карты, в которой бы были отражены все основные районы города.
Археолог доктор Джеффри Кинг изучил карту и обнаружил, что подавляющее большинство изображённых на ней мест и достопримечательностей сегодня находятся на том же самом месте.
В верхней части карты изображено кладбище Хаввы (р.а.), матери человечества. Розовым цветом отмечены могилы других людей, чёрный квадрат указывает на то, где находилась голова, в то время как розовые маркеры представляют другие могилы, а белый квадрат – на её могилу.
Во времена Сафи ибн Вали её могила, длина которой превышает 100 футов, отличалась находящимся рядом сооружением, по которому можно было определить, что здесь расположено. Вполне возможно, что то, что мы видим на изображении ниже, было зафиксировано двумя столетиями ранее. Сегодня этого сооружения больше нет: оно было разрушено в 1975 году и покрыто бетоном саудовскими властями.
В средней части карты Сафи ибн Вали показан старый город Джидда. Осматривая эту местность, доктор Кинг обнаружил, что всё было зафиксировано предельно чётко и аккуратно. Так, ряд магазинов и домов на территории старого города, а также прилегающие дороги и сегодня находятся в том же положении.
Однако есть одно удивительное несоответствие: очевидный ориентир для путника был нанесён Ибн Вали на карту на противоположной стороне дороги. Мечеть шафиитов с зелёным куполом изображена в «Анис аль-Худжадже» на восточной стороне главной улицы, в то время как сегодня её можно найти на западной стороне. Что это: просто ошибка или во времена картографа направление главной улицы Джидды было в другую сторону?
Поскольку нет никаких сомнений в идентичности мечети, изображённой Сафи ибн Вали, необходимо провести дальнейшие исследования. На переднем плане карты Джидды изображён губернатор города, приветствующий паломников. В книге Сафи ибн Вали есть множество подобных иллюстраций, изображающих различные сцены хаджа.
На приведённом ниже листе показаны паломники в день Курбан-Байрама. В правом верхнем углу паломники в ихраме бросают камни в три столба, изображающие шайтана, в то время как другие бреют головы после завершения обрядов хаджа. На переднем плане убивают животных для жертвоприношения в честь праздника.
Сафи ибн Вали также в своём труде упомянул о различных святых местах для посещения, которые не являются частью самого обряда хаджа. Приведённая ниже иллюстрация представляет собой типичный схематический вид, встречающийся в традиционных путеводителях по хаджу. Если опираться на подписи к рисункам, то можно узнать, что здание в верхней части отмечает место рождения пророка Мухаммада (с.а.с.).
Во времена Ибн Вали эта благословенная территория была отмечена небольшой мечетью с внутренним двором и куполом. Сегодня над этим районом возвышается простое здание библиотеки, построенное в 1950-х годах. Под верхней частью изображены места рождения Фатимы и Абу Бакра аль-Сиддика (р.а.), а также медресе султана Сулеймана и суфийская ложа ордена Бекташи. Одежда, которую носят посетители, указывает на их принадлежность к различным национальностям.
Хотя «Анис аль-Худжадж» Сафи ибн Вали не уникален по своей функции, точность его карты Джидды и, возможно, других городов, таких как Сурат в Индии и Мокка в Йемене, выделяет этот труд среди других подобных путеводителей.
Его красочные иллюстрации дают зрителю представление не только о самом ходе хаджа, но также о разнообразии представленных паломников. Учитывая, что многие места, которые запечатлел Ибн Вали, больше не существуют в прежнем виде, его работа приобретает дополнительное историческое значение, сохраняя прошлое, почти утраченное современностью.