История Джидды в научном изложении

 

В феврале текущего года в издательстве Кембриджского университета (Cambridge University Press) увидела свет книга Ульрике Фрайтаг «История Джидды: ворота в Мекку в девятнадцатом и двадцатом веках».

На более чем четырехстах страницах изложена замечательная история приморского саудовского города Джидда, который в народе называют «Невестой Красного моря» и «Воротами в Мекку». «Это исследование касается последних двух столетий и приближается к 100 годам между 1840 и 1947 годами. Обе даты отсылают к реальным событиям и отмечают символические переломы в истории города», – пишет автор.

Указанное количество страниц включает в себя и библиографию на более чем тридцати страницах. Это своеобразный знак качества научного труда: автором изучены сотни источников и исследований по интересующей его теме, которые были написаны ранее. На этом фоне ценность труда ученого становится совершенно очевидной как в плане владения историографией проблемы, так и в плане новизны: что можно сказать еще, когда уже столько написано? Но вот она перед нами – толстенная книга.

Не буду останавливаться на ее научном аппарате, замечу только, что он выполнен безупречно. Вступительное слово автора под названием «Почему Джидда», которое доступно для чтения здесь.

Помимо вступительного слова в книге насчитывается семь глав:

Глава «Между морем и сушей: Джидда сквозь века» («Between Sea and Land: Jeddah through the Ages») посвящена Джидде как морским воротам Мекки. Для автора это важный транспортный узел как в границах относительно нового мусульманского государства, так и в системе сетей региональной и межокеанской торговли между Индийским океаном и Средиземным морем. История города это во многом история конкуренции за контроль над портами Красного моря от экспансии Османской империи в начале XVI века до создания нынешней системы государств Ближнего Востока.

Глава «Меняющиеся лики Джидды» («The Changing Faces of Jeddah») посвящена изменяющемуся населению Джидды на основе миграционных историй, реконструированных на основе семейных историй. В главе показано разнообразие происхождения и различных способов, с помощью которых люди смогли утвердиться в городе, как экономически, так и политически. Автор признает, что, хотя точные исторические даты часто оказывались недоступными, она все же попыталась проследить, когда конкретные группы, такие как западноафриканцы, спасающиеся от французской экспансии в Африке к югу от Сахары, имели особые стимулы для миграции в Хиджаз. Особое внимание уделяется работорговле и способам интеграции мужчин и женщин-рабов и, в частности, их потомков в домашние хозяйства.

В следующей глава под названием «Меняющееся городское пространство Джидды» («The Changing Urban Space of Jeddah») обсуждается эволюция городского пространства Джидды в конце XIX-начале XX века на основе карт, фотографий и документов. Показано влияние усилий Османской модернизации на городскую среду. При османах экономические составляющие жизни города, такие как порты и рынки, поддерживались в порядке, регулярно очищались и расширялись. Возводимые здания отражали увеличение государственных функций управления и здравоохранения. Последнему вопросу, чрезвычайно важному в свете того, что Джидда была промежуточным пунктом для сотен тысячи хаджиев, было уделено особое внимание в свете опасений по поводу эпидемий, в первую очередь холеры. Другая важная проблема – обеспечение населения достаточным количеством чистой питьевой воды.

В главе под названием «Солидарность и конкуренция: социокультурные основы жизни в Джидде» («Solidarity and Competition: The Socio-Cultural Foundations of Life in Jeddah») автором исследована социальная структура Джидды, городские социальные институты, которые обеспечивали основу взаимодействия и интеграции. Проблема исследована, начиная с уровня семьи и домашнего хозяйства. Затронут фактор квартальных и профессиональных ассоциаций, в частности кофейни, которые являлись одной из важных областей взаимодействия населения. Освещена роль регулярных религиозных церемоний и собраний суфийских орденов. В начале двадцатого века возникли и стали развиваться культурные ассоциации, например, образовательная и журналистская. Наконец, автор останавливается на спорте, особенно футболе, который стал важным интегрирующим фактором. Таким образом, в этой главе рассматриваются как инклюзивные, так и исключительные аспекты поликультурного городского сообщества Джидды.

Следующая глава называется «Экономические линии жизни Джидды: торговля и паломничество» («The Economic Lifelines of Jeddah: Trade and Pilgrimage»). Здесь исследованы основы экономики Джидды: торговля и хадж. После краткого обзора основных тенденций в торговле и транспорте более подробно рассмотрен купеческий цех города и его внутренняя организация, политическая роль купечества и их отношение к соответствующим правящим силам.

Что касается хаджа, то изучение проблемы начинается с изучения проводников паломников и того, как они организовали прием, размещение и транфер для паломников. Учитывая попытки западных держав ограничить то, что воспринималось как угроза здоровью, и политические угрозы, исходящие от церемонии хаджа, затрагиваются способы, которыми такая организация осуществлялась на местном уровне через консульства, особенно в том, что касалось местного водоснабжения и медицинского обеспечения. Наконец, в главе уделено место рассказу о бедуинах, обычно проживавших за пределами городских стен, но необходимых для бесперебойной торговли и осуществления хаджа, а также обеспечивавших жизненно важную связь между городом, его пригородами и окрестностями.

Очередная глава «Управление и регулирование разнообразия: городское правительство в Джидде» («Governing and Regulating Diversity: Urban Government in Jeddah») посвящена рассмотрению истории системы управления городом, с особым акцентом на те институты, которые взаимодействовали между представителями империи и местными элитами. В период османских реформ они состояли в основном из множества различных консультативных советов на различных уровнях (муниципальном и провинциальном).

Примечательно, что с возникновением королевства Саудовской Аравии они постепенно интегрировались в формирующееся государство, и это сопровождалось постепенной сменой городских элит, контролирующих город. В этой главе также исследуется осуществление закона и порядка. Наконец, в ней рассмотрены попытки регулирования иммиграции со времен Османской империи до раннего саудовского «Закона о гражданстве», а также различные обоснования, стоящие за попытками ограничить или, скорее, ограничить присутствие иностранцев. Во времена Османской империи политикой руководили страхи перед имперским вмешательством и попытки ограничить бедность, в то время как в саудовский период первоначально либеральный подход к национальности вскоре уступил место более исключительным соображениям.

Последняя глава называется «Исчезновение и возвращение Старой Джидды: о темпоральности транслокальных отношений» («The Disappearance and Return of Old Jeddah: On the Temporality of Translocal Relations»). В ней описывается трансформация Джидды с середины ХХ до начала ХХI века. Старая Джидда превратилась в городскую трущобу. Только регистрация в качестве объекта Всемирного наследия в 2014 году обратила эту тенденцию вспять. Сегодня торговля и паломничество по-прежнему важны для экономики Джидды. Однако большая часть торговли проходит через большой контейнерный порт в южной части Джидды, и паломники переправляются прямо из специального терминала в международном аэропорту Джидды в Мекку. Они больше не проходят через город и только недавно были приглашены обратно в качестве туристов.

Эта замечательная книга обрадует тех, кто интересуется историей ближневосточных городов, а также государств региона Персидского залива. А те, кто уже прочитал ее, отзываются о ней только в позитивном ключе:

«Кропотливо исследованная городская история праздничности, мобильности и разнообразия» (Нелида Фучкаро – Нью-Йоркский Университет, Абу-Даби);

«Фрейтаг блестяще показывает уникальное положение Джидды в быстро меняющемся, взаимосвязанном мире, который охватывал Османскую империю, Ближний Восток и регион Индийского океана с середины девятнадцатого до середины двадцатого веков» (Томас Кюн – Университет Саймона Фрейзера);

«Фрейтаг вносит феноменальный вклад в изучение городского космополитизма в мире Красного моря и Индийского океана» (Джонатан Майран – Западный Вашингтонский Университет).

Социальные комментарии Cackle