Продолжаем вас знакомить с отрывком из произведения «Дастан Хаджнаме» известного татарского суфия, поэта и просветителя Галия Чокрый (1826–1889).
Начало: Рамадан в Стамбуле глазами татарского суфия (Фото)
За свою жизнь ему удалось побывать в хадже 4 раза. Первое свое паломничество Гали Чокрый совершил в 1872 году и описал его в книге «Дастан Хаджнаме» («Сказание о поездке в хадж»). Данный отрывок посвящен Ночи Предопределения в Айя Софии, султану и положению шейхов тарикатов в Стамбуле.
Во время Священного Рамадана в Ночь Предопределения я находился в знаменитой соборной мечети Айя Софии. Здесь невозможно описать все сокровенные смыслы и блага от сухбатов, услышанных в мечети.
Турецкие мозаичные фонари: нереальная красота и дань чудесной традиции (Фото)
Внутри мечети Айя Софии, огромное количество висящих кандилей, большое количество светящихся свечей и фонарей, установленных вдоль стен, под куполом и на секциях решеток; снаружи мечети – на стенах, на ее минаретах, между минаретами и вдоль минаретов, на оградах мечети, а также плотно расставленные в других местах и колыхающие своим светом кандили; большое количество тесно стоящего народа как внутри, так и снаружи мечети; без остановки увеличивающееся количество торговцев едой снаружи; множество мулл и совершающих таравих внутри мечети; мелодичные и громкие голоса специальных чтецов тасбихов, такбиров и салаватов – все это оказывало неописуемое впечатление на всех собравшихся – как на простой народ, так и на знатных людей.
После таравиха множество шейхов со своими последователями образовали круги и стали совершать зикры. Разве можно передать словами благодать тех часов?
Невольно начинаешь думать: «Неужели сюда собрались все стамбульцы?».
Айя-София, Гранд-базар и кошки: какой он «второй Рим»?
Но в промежутках между таравихами я смог сходить и в другие мечети, где своими глазами узрел, что в других мечетях такая же ситуация. Мне сказали, что в эту Ночь в Айя Софии также находится султан. Об этом становится известно даже простолюдинам как я.
В мечети султаны располагаются в особом возвышенном балконе (помещении) известном как Ложа Султана. Они заходят туда через особый вход.
Сначала их кареты с лошадьми прибывают в конюшню, расположенную в стороне михраба, оттуда через особый вход они заходят в свою ложу.
Ложа огорожена решеткой, выкрашенной в золотой цвет.
Поэтому можно разглядеть сколько мужчин и женщин там находятся. Изнутри решетки бываю прикрыты шелковыми занавесами. Перед тем как султан приступает к намазу занавесы приоткрывают.
В Стамбуле сухбаты шейхов находятся в центре внимания и особо почитаются. Оказывается, султаны, зная, насколько эти сухбаты приятны и сладки, говорят себе: «Лишь бы не пропустить сухбат!» и стараются присутствовать на таких сухбатах.
Раз там присутствуют сами султаны, об остальных говорить и не приходится. И так понятно. Потому что салики (последователи) влюблены в сухбаты своих шейхов. И среди всего этого народа кого только нет.
Преданные салики от таких сухбатов получают такое наслаждение, как рыба получает наслаждение от прибывания в воде. Они как медная руда, попавшая на химический завод, получают новое качество и природу, приобретают более совершенные качества, которые требует шариат.
Какой же прекрасный город этот Стамбул: здесь все мусульмане искренне придерживаются религии ислама.
Давать милостыню и оказывать помощь другим здесь является обыденным делом. В Стамбуле не встретишь человека, у которого не было бы своего шейха: говорят, что каждый человек ходит на сухбат. Раз сами султаны ходят на сухбаты к шейхам, значит помимо них там присутствуют везири, секретари и другие лица.
В особенности там бывает много начальников, ученых, мударрисов, богачей и охранников. Из этого можно понять, что во всех слоях общества не встретить равнодушных к шейхам людей.
Раз султаны склоняют свои головы перед шейхами, то остальные тоже оказывают им почтение. В Стамбуле силен шариат Пророка (а.с.), а его тарикат мы видим в деле.
Таким образом в Стамбуле я пробыл более одного месяца.