Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух! Уважаемый муфтий, может, я и не по адресу, но у меня есть один вопрос. Если вам не трудно, ответьте, пожалуйста! Если мужчина- мусульманин хочет жениться на второй, то первая жена обязательно должна знать об этом, или же можно, чтобы она вообще не знала о наличии второй жены? Тогда как же мужчина будет соблюдать справедливые отношения (имеется ввиду равных ночах)? (Зайтуна Аширова)
Ответ:
Что касается первого вопроса, то аяты и хадисы в отношении этой темы не указывают на то, что муж обязан сообщать первой жене о второй или спрашивать у нее разрешения на женитьбу.
Однако если при заключении никаха была договоренность между сторонами о том, что мужчина не будет брать второю жену без согласия первой, и он принял это условие, тогда в случае женитьбы на второй жене без согласия первой, она имеет право выдать себе талак и уйти от него.
В истории был такой случай, когда женщины Бухары пришли к ученым и пожаловались им на своих мужей, что они оставляют их без нафака, бьют без шариатского условия, увозят в другой город без их согласия, и берут второй женой молодых, а на них не обращают внимания.
После этого ученые Бухары установили 4 условия при заключении никяха, чтобы не было угнетения прав женщин:
- более шести лунных месяцев жену не оставлять без нафака (содержания);
- не ударять без шариатских условий;
- не увозить жену из города, где живут ее родители;
- не жениться на второй жене без согласия первой.
И если хоть одно из этих четырех условий нарушиться, то женщина становиться «мухаййяра» (т.е. у нее есть выбор). При желании, она может дать себе талак либо же терпеть и быть с мужем.
Что касается второго вопроса, в Священном Коране сказано:
فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً
(Смысл): «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…».
Также в хадисе Пророка (ﷺ):
«مَنْ كَانَتْ لَهُ امْرَأَتَانِ فَمَالَ إلَى إحْدَاهُمَا جَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَشِقُّهُ مَائِلٌ»
«У кого будет две жены, и он будет не одинаково относиться к ним, то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной (подобно парализованному)».
В книге «Аль-Хидая» сказано:
«Женщины заслуживают уравнивания, в равном разделении ночей между ними, но не в самом половом акте».
Человек в такой ситуации уже будет вынужден сказать первой жене о наличии второй, потому что ему будет тяжело скрыть факт, к примеру, его отсутствия дома, когда наступает очередь второй жены.
Но если вас интересует мое личное отношение к данному вопросу, то я скажу: "Лучше иметь один тыл, чем два фронта!".
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин