Как объяснить хадис от ибн Аббаса о совмещении намазов зухр с асром и магриб с иша?
Вопрос:
Можно ли совмещать намазы зухр с асром и магриб с иша? Если нет, то как можете объяснить хадис от ибн Аббаса в Сахих Муслима о совмещении этих намазов?
Ответ:
По мнению ханафитов совмещение намазов, кроме как в Арафат между зухр и асром, в Муздалифа между магриб и иша, не разрешается, хоть для путника, хоть для мукыма. Следует из хадиса Абдуллаха ибн Аббаса (радыяллаху анху) «джам’-сури», т.е. внешне выглядит как совмещение, но не «джам’-хакыки», не является им по факту.
«Джам’-сури» состоит из отложенного до конца промежутка времени намаза зухр и начала промежутка времени намаза аср. Совмещение намаза магриб и намаза иша происходит аналогично.
В книге «Сунан-ан-Насаи» передается от ибн Аббаса, что он имел ввиду, что совмещение намаза, упомянутое в других хадисах – «джам’-сури»:
أَخْرَجَ النَّسَائِيُّ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ: "صَلَّيْتُ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّي اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ الظُّهْرَ وَ الْعَصْرَ جَمِيعًا وَ الْمَغْرِبَ وَ الْعِشَاءَ جَمِيعًا، أَخَّرَ الظُّهْرَ وَ عَجَّلَ الْعَصْرَ وَأَخَّرَ الْمَغْرِبَ وَ عَجَّلَ الْعِشَاءَ".
Ибн Аббас сказал:
«Я читал с пророком (салляллаху алейхи ва саллям) зухр совместно с асром и магриб совместно с иша. Т.е. читал зухр и магриб с конце своего времени, а аср и иша в начале».
Алляма Шаббир Ахмад Усмани в книге «Фатхуль-Мульхим» после напоминания этого хадиса сказал:
فَهَذَا ابْنُ عَبَّاسٍ رَاوِي حَدِيثِ الْبَابِ قَدْ صَرَّحَ بِأَنَّ مَا رَوَاهُ مِنَ الْجَمِيعِ الْمَذْكُورِ هُوَ الْجَمْعُ الْصُّورِيُّ، وَ مِمَّا يُؤَيِّدُهُ مَا رَوَاهُ الشَّيْخَانِ عَنْ عَمْرِو بْنِ دِينَارٍ أَنَّهُ قَالَ: "يَا أَبَا الشَّعْثَاءِ أَظُنُّهُ أَخَّرَ الظُّهْرَ وَ عَجَّلَ الْعَصْرَ وَ أَخَّرَ الْمَغْرِبَ وَ عَجَّلَ الْعِشَاءَ. قَالَ: وَأَنَا أَظُنُّهُ" – وَ أَبُو الشَّعْثَاءِ هُوَ رَاوِي الْحَدِيثِ عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ. (فتح الملهم شرح صحيح مسلم: 2/267)
«Ибн Аббас являясь передатчиком этого хадиса чётко сказал то, что он передал о совмещении, это «джам’-сури». Подтверждает его слова хадис, который приводится в «Сахих» Муслима и «Сахих» Бухари от Амр ибн Динара:
«О, Аба Аш-Ша’са! Я думаю, что он читал зухр и магриб в конце своего времени, а аср и иша в начале». Абу Аш-Ша’са ответил: «Я тоже так думаю». Абу Аш-Ша’са – передатчик хадиса от ибн Аббаса».
(«Фатхуль-Мульхим шарх Сахих Муслим», т.2, стр.267)
А Аллах знает лучше.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Читайте также:
-
ДУМ РТ Хадж "Бесплатные квоты и бесплатные визы – заблуждение"
Из продолжения онлайн-конференции организованной Islam-today.ru вы узнаете почему крупного бизнесмена сняли с самолета направляющегося в хадж прямо в аэропорту и будет ли ДУМ РТ хадж искать олиграхов-спонсоров таких как Сулейман Каримов, чтобы отправлять за их счет бедных и обездоленных в хадж и умру?! На эти и на многие другие вопросы ответят наши гости. Часть 2-я
-
Проклят этот мир и все, что в нем, кроме...
Есть такой пример. Если взять любое животное, то от него есть польза. Одних животных мы едим, шкуру других мы используем для пошива одежды, даже экскременты некоторых мы используем как удобрение. Но человек с этой стороны пользу не приносит. Человека делает хорошим, полезным, только его ахляк, благой нрав, хорошее поведение. А украсить наш нрав нам поможет изучение ильму, знания – знания о том, как нам нужно поступать и как нам заработать довольство Аллаха
-
Образ жизни и среда обитания древних тюрков
Тюркские племена и места их обитания. С незапамятных времен тюрки проживали на Алтае, в окрестностях озера Иссык-Куль, на западе на берегах Черного моря, реки Узи (Днепра), на севере с Среднем Урале, на реке Иртыш где она сливается с рекой Убага и в месте слияния Волги и Камы, на Кавказе, на просторных низменностях Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи. В седьмом-восьмом веках по милади были широко известны следующие племена тюрок...
-
Суры Корана, защищающие от сглаза лучше, чем любые ду'а
Существуют некоторые вещи, которые способны оказывать влияние на человека и на его состояние, и которые наука до сих пор не в состоянии объяснить. Одной из таких вещей является сглаз. Реальность сглаза, а так же то, что он способен сделать
-
Почему Пророк (мир ему) запретил пить из разбитой посуды?
В риваяте, переданном Абу Саидом аль-Худри (радыйаллаху анху), говорится: «Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) запретил нам пить с той стороны стакана, где имеются трещины и сколы, а также запретил нам дуть в посуду» (Абу Давуд, Ашриба, 3722).
-
Приняв облик змеи, Иблис приполз к воротам Рая и стал плакать...
В книге «Бадаилюль-Ахбар» говорится: «Когда Адам вошел в Рай, Аллах Всевышний создал Хавву и сказал: «Это – Мой Рай. Живите здесь, ешьте и пейте, но не приближайтесь к этому дереву».Увидев это, ангелы и все остальные обитатели Рая, стали осыпать Адама и Хавву жемчугом, и приветствовать их. Аллах Всевышний сказал:«Я создал тебя наилучшим образом. Заставил тебя ходить на ногах. Вдохнул в тебя дух. Заставил всех ангелов склониться перед тобой, и проклял Иблиса, не поклонившегося тебе. Я довел до совершенства блага, дарованные тебе. Я создал Рай для тебя и Хаввы еще две тысячи лет назад. Если вы будете покорны Мне, то останетесь в Раю. Если же вы ослушаетесь Меня и нарушите свое слово, то Я изгоню вас из Рая и подвергну наказанию огнем».
-
Какое качество было самым главным в характере Пророка (ﷺ)?
-
Кто такие райские гурии, и как они выглядят?
Арабы используют слово «хавариййат» в отношении городских женщин, чтобы обозначить...