Запретность поста для женщин, у которых месячные либо послеродовые кровотечения


Месячные (хайд) и послеродовые кровотечения (нифас) являются преградой только к правильности и разрешенности поста, но не являются преградой к её обязательности (ваджиб)[1]. То есть для женщины остается обязательным пост, но из-за преграды в виде месячных она не может поститься, поэтому должна восполнить эти дни, когда очиститься. Поэтому если она будет поститься, будучи в положении хайда или нифаса, её пост не будет правильным, и она будет грешницей, потому что пост не разрешен в критические дни.

В Кутубус-Ситте передается от Муаза ибн Джабаля: «Я спросил хазрати Аишу: “Каково положение женщины, у которой месячные: она восполняет пост, но не восполняет намаз?” Хазрати Аиша сказала: “разве ты харури?[2]”. я ответил: “Нет, я не харури, я только спросил”. Хазрати Аиша ответила: “Нас постигает адат (каждый месяц в одни и те же дни наступают месячные). Посланник Аллаха велел нам восполнять пост, но не велел восполнять намаз”».

Ученые единогласны в этом вопросе, потому что для женщины есть сложность в восполнении намаза по причине ежемесячных месячных и каждодневного пятикратного намаза. Относительно же поста для женщины нет никакой сложности в его восполнении, так как он только раз в году[3].

Подобно тому, как для женщины, у которой месячные либо послеродовые кровотечения харамом является держать пост, так же ради уподобления  постящимся запретным является не употреблять еду и питье[4] (то есть отказываться от еды для неё будет харам). Оставленные дни поста во время хайда и нифаса разрешается возмещать последовательно, а также отдельно.

Если в течение дня в месяц Рамадан женщина очистилась от хайда и нифаса, то с момента прекращения месячных и послеродовых кровотечений не является разрешенным принятие еды и питья, даже если она не взяла гусль.

Если у женщины срок месячных меньше 10-и дней (240 часов) и в месяц Рамадан она очистится когда до имсака не остается достаточно  времени, чтобы взять гусль  и произнести такбир тахрим в намазе (приблизительно 15 минут, зависит от скорости взятия гусля женщиной), то в этот день она воздерживается от еды и питья, потому что нельзя принимать еду и питье в Рамадан, будучи очищенной. Но позднее она должна восполнить этот день.

Если в момент очищения есть достаточное количество времени до имсака для взятия гусля и произнесения такбира тахрима в намазе, то в этот день она будет держать пост, даже если не взяла гусль до имсака. Она не должна делать када, потому что пост считается действительным.

Например: если женщина срок хайда у которой 8 дней, в последний день хайда за 10 минут до имсака прикоснется к хлопку и встав на утренний намаз обнаружит, что хлопок чистый, немедленно делает намерение на пост и её пост будет правильным. Но если прикоснется к хлопку 2-3 минуты до имсака и при вставании для совершения утреннего намаза обнаружит, что хлопок чистый, в этот день должна воздержаться от принятия еды и питья, потому что в месяц Рамадан мусульманам, которые в состоянии держать пост, принятие пищи не является халяль. Ей нужно будет восполнить этот день.

Если у женщины срок месячных ровно 10 дней, от при очищении во время месяца Рамадан, даже если до имсака не остается времени для взятия гусля, будет держать пост и  его не нужно восполнять, потому что пост считается правильным.[5]

Если женщина во время поста принимает пищу преднамеренно и в тот же день у неё начнутся месячные, либо она родит ребенка и у неё начнутся послеродовые кровотечения, с неё спадает обязанность искупления (каффарат), но нужно сделать када.

Если женщина предполагает, что у неё хайд и поест, а затем поймет, что у неё нет месячных, нужно будет восполнить этот день, каффарат не требуется. Например, очистившись от предыдущего хайда, она думает, что прошло 15 дней и, увидев кровь примет пищу, либо будучи в состоянии хайда кровотечение прекратится в срок менее трех дней, то будет кровью истихады (хроническое маточное кровотечение) и нужно делать када.

Если у  женщины во время добровольного поста начнутся месячные, то нужно будет восполнить этот пост, потому что закончить добровольное поклонение является ваджиб. Но если во время восполнения начнутся месячные, после очищения она должна восполнить только один день. Не нужно восполнять еще один день, по причине вынужденного прерывания када поста.



[1] Ибн Абидин, том 1, стр.291; Дурер том 1, стр.42.

[2] Харури – приверженцы течения хариджитов, которые возникли в окрестностях Куфы. Они убеждены, что женщина после месячных должна восполнять (када) намаз.

[3] Бахрур-Раик, том 1, стр. 204; Хидая стр.31.

[4] Илмихал для женщины, стр.70.

[5] Мабсут, том 2, стр.142

Социальные комментарии Cackle