Бей‘ аль-вафа – сделка для тех, кто нуждается в наличных деньгах
Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com/ru.
Бей‘ аль-вафа означает торговую сделку, в которой нуждающийся в наличных деньгах продает недвижимость или что-то иное с условием, что при возврате денег он имеет право на возврат недвижимости. Шафииты назвали эту сделку «ар-рахн аль-му‘ад» (возвратным залогом). В Египте она известна как «бей‘ аль-амана» (доверительная сделка), на территории Леванта — как «бей‘ аль-ита‘а» (подчинительная сделка).
Ее природа колеблется между залогом, в котором производные заложенного объекта находятся на гарантии, и куплей-продажей, дающей право пользования предметом. Фетва гласит, что эта сделка является куплей-продажей и она является действительной. Однако покупатель не имеет права перепродать купленный товар.
Фудули: когда сделка в исламе становится несанкционированной?
Согласно мнению некоторых богословов, данная сделка имеет схожесть с тремя сделками: действительной сделкой, испорченной сделкой и залогом.
Схожесть с испорченной сделкой (фасид) дает ей некоторые нормы, подобные праву расторжения договора обеими сторонами. Схожесть с действительной сделкой порождает иные последствия, например, дозволенность пользования товаром.
Схожесть с залогом также вызывает определенные нормы, например, недействительность перепродажи товара или передачи в качестве залога со стороны покупателя, аннулирование долга по причине негодности залога. Бей‘ аль-вафа считается дозволенной из-за нужды людей в подобных сделках и при условии целостности товара и платы.
Согласно предпочтению аз-Зайля‘и (ханафитский богослов, автор книги «Насб ар-рая» - прим.), это сделка считается куплей-продажей.
Шейх Мустафа аз-Зарка склонился к мнению, что товар и плата в бей‘ аль-вафа имеют статус заложенного имущества и долга, а не реального товара и платы («Аль-Мадхаль аль-фикхи аль-‘амм», 674/6).
"Гражданские и финансовые правоотношения"
Читайте также:
-
Использование страдающими сахарным диабетом инсулина свиньи
Относительно использования запретного в медицинских целях наш любимый Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: "Поистине Аллах не вложит исцеление в запретное"
-
Каково шариатское предписание (хукм) чтения в намазе суры «аль-Фатиха», будет ли действителен намаз, если вместо суры «аль-Фатиха» прочитать другую суру?
Согласно ханафитам, чтение в намазах суры «аль-Фатиха» является ваджибом. В качестве довода ханафиты приводят следующее: Всевышний Аллах говорит: فَاقْرَؤُوا مَا تَيَسَّرَ مِنْ الْقُرْآنِ «Читайте из Корана то, что вам легко».
В данном аяте священного Корана Всевышний Аллах повелевает обязательное чтение Корана в намазе без установления определенного аята или суры для чтения. Таким образом, поскольку действительность намаза не связана с чтением суры «аль-Фатиха», чтение суры «аль-Фатиха» в намазе не является фардом.
-
Большие грехи: отказ от общения с родственниками
Всевышний Аллах сказал:
«Бойтесь же Аллаха, именем которого вы просите друг у друга, и [бойтесь] разорвать родственные связи [между собой]. Воистину, Аллах [всегда] наблюдает за вами» (ан-Ниса, 1).
Получается, что как только вы окрепнете, начинаете творить на земле нечестие и разрываете связь с родственниками?
«И, быть может, если вы откажетесь [участвовать в джихаде], [именно это] будет беззаконием и нарушением родственных связей. [Ведь] они – те, которых Аллах проклял, лишил слуха и ослепил» (Мухаммад, 22-23).
-
12 правил вежливого мусульманина
Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение вашего собеседника. Поэтому хотелось бы на основании всем известных коранических аятов и хадисов составить небольшой свод правил мусульманской этики общения с окружающими.
-
Дозволено ли переводить Коран на другие языки?
Сегодня как никогда прежде актуален вопрос научного перевода Корана, ориентированного в том числе и на поле практики. Осуществление такого перевода требует соблюдения определенных условий и критериев, как то компетентность, опыт, объективность и пр. Ввиду отсутствия соответствующего перевода мусульмане столкнулись с рядом проблем и получили неверные представления.
-
Следуем Сунне: как должны родители воспитывать своих детей
Дети обладают базовыми правами: право на безопасное жилье, достойную еду, одежду, образование, моральную и физическую поддержку и доброе человечное отношение.
-
Кто такие саляфиты?
Первая группа, носящая имя саляфитов, по сути отвергла воззрения праведных предшественников (саляфи салихин) и вместо них подсунула собственные взгляды. А вторая группа...
-
Что такое дуа-истигфар, и как нужно его совершать?
Сегодня в рамках цикла «365 шагов к исламу» мы рассмотрим, причины, которые приближают нас к Аду.