Аренда по-исламски: дозволенность, виды и нюансы

Фото: Michael Dechev / Shutterstock.com.
Передача в собственность (тамлик) бывает двух видов: передача в собственность какого то конкретного предмета или вещи, а также передача в собственность узуфрукта.
Передача в собственность предмета или вещи также бывает двух видов: возмездная, когда предмет является товаром, и безвозмездная, если предмет является подарком, милостыней либо завещанием.
Передача в собственность (тамлик) пользы бывает двух видов:
- без вознаграждения (имущество передается в безвозмездное пользование (и‘ара) либо завещается);
- за вознаграждение (имущество арендуется). В данном случае имеется в виду аренда пользы. Аренда именуется также и как продажа пользы из-за наличия в такой сделке смысла продажи. Это ни что иное, как оплата взамен пользования.
Слово «аль-иджара» в арабском языке дословно означает название платежа или платы наемному работнику. Однако данное слово больше известно в значении «продажа узуфруктов», которая заключает в себе передачу имущества в пользование за вознаграждение (продажа пользы).
С точки зрения терминологии исламского права «аль-иджара» — это договор на пользование за плату, по-другому передача в собственность (тамлик) какой либо пользы за плату. Договор аренды утверждается постепенно, час за часом, в соответствии с возникновением с течением времени той или иной пользы. В договоре на месте пользы указывается сам объект аренды, так как договор аренды присоединен к нему, для того чтобы связать предложение (оферта) с принятием (акцепт) и осуществить возможность получения в полной мере того, относительно чего был заключен договор.
Что может считаться вакфом?
Аренда пользы, в противовес кыясу, стала законной на основе истихсана (вынесение религиозного постановления, ведущего к отказу от решения по аналогии), так как люди нуждались в аренде. Противоречие кыясу проявляется в том, что сама польза в момент заключения договора не существует, а продажа несуществующего запретна, однако она стала дозволенной из-за необходимости в ней.
Доказательством дозволенности аренды являются слова Всевышнего «Если они кормят грудью ваших [детей], то платите им» (Коран, 65:6), а также аят: «… чтобы одни из них брали других в услужение» (Коран, 43:32). То есть через оплачиваемый труд.
Пророк ﷺ сказал: «Пусть тот, кто нанимает работника, сообщит ему о его плате». Данный хадис приводит Абдурраззак в своей книге «Мусаннаф», а также аль-Байхакы в книге «Ас-сунан аль-кубра».
К тому же на тот момент, когда Пророк ﷺ был наделен пророческой миссией, люди взаимодействовали друг с другом путем аренды, и получали молчаливое одобрение (икрар) Пророка Мухаммада ﷺ.

Фото: Inside Creative House / Shutterstock.com.
Относительно дозволенности аренды есть и единодушное мнение всех богословов (иджма).
Виды аренды
Аренда бывает двух видов.
- Арендование пользы [извлекаемой из какого либо предмета — прим. пер.], в этом случае объектом договора будет пользование, как например, аренда домов, торговых лавок, земель, средств транспортировки, средств передвижения, разновидностей одеяний, подобно платьям и украшениям, посуды для готовки еды.
- Арендование труда, в этом случае объектом договора выступает труд. Это аренда, по которой заключается договор на известную работу, как например, перевозка или переноска товаров, постройка дома, шитье одежды, ремонт обуви и подобное этому.
Мульк — собственность в исламе и ее виды
Условия аренды
Правильность аренды определена множеством условий, четыре из которых являются наиболее важными.
- Согласие двух сторон договора, в связи с этим договор аренды под принуждением не будет считаться правильным.
- Необходимо, чтобы польза, извлекаемая из арендуемого предмета, и арендная плата были известны. Если эти вещи остаются неизвестными, то договор аренды, безусловно, не будет считаться правильным, дабы предотвратить спор и конфликт, а также из-за упомянутого ранее хадиса: «Пусть тот, кто нанимает работника, сообщит ему о его плате».
- Необходимо, чтобы вознаграждение или плата были имуществом, имеющим ценность с точки зрения ислама (маль мутакаввам), то есть дозволенным для использования.
Все, что дозволяется использовать как стоимость в купле-продаже, дозволяется использовать как плату за аренду, потому что арендная плата и есть стоимость извлекаемой пользы и рассматривается как стоимость товара, а не наоборот (Т.е. арендная плата не рассматривается как стоимость товара), так как допускается аренда пользования взамен на пользование, если виды разнятся. Например, пользование землей взамен на пользование животным.
- Необходимо, чтобы пользование, являющееся объектом договора, было дозволенным с точки зрения шариата, как например, аренда дома для проживания, аренда сети для ловли рыб. Оставшиеся условия будут разъяснены позже при рассмотрении вопроса о разрешенном и запрещенном в аренде.
"Гражданские и финансовые правоотношения"
Читайте также:
-
Зубайр ибн Аль-Аввам – друг и помощник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего)
Один из самых выдающихся сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), удостоенных башарата-радостной вести от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), один из сахабов, входивших в состав Высокого собрания. В возрасте 15-16 лет принял Ислам. Его родословная: Зубайр ибн Аль-Аввам ибн-Хувайлид ибн-Асад ибн-Абд аль Узза ибн-Кусай. В четвертом поколении со стороны деда Кусая состоит в кровном родстве с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего).
-
Должен ли молящийся устанавливать перед собой сутру (барьер) во время намаза? И для чего это делается?
Где бы человек ни совершал намаз, в маленькой мечети или в большой, у себя дома или на открытом месте, установка сутры (барьера) является сунной. Сутра устанавливается в направлении кыблы перед молящимся. Таким барьером может быть стена, палка, стул и так далее, то есть все то, что может воспрепятствовать проходу перед молящимся.
-
Первый грех, совершенный человеком
Зависть – одна из самых скверных черт характера. Она лишает человека спокойствия, наносит вред его здоровью, увеличивает печаль и стирает благодеяния. Зависть подобна незаживающей ране. Можно удовлетворить любого человека, но только не завистника, так как он удовлетворится лишь в том случае, если другой человек лишится имеющихся благ.
-
Нарушают ли пост ложь, злословие или созерцание запретного?
В одном из хадисов сообщается, что «злословие, сплетни, ложные клятвы, и взгляд с вожделением на намахрама, нарушают пост». Имам Азам, разъясняя этот хадис, сказал: «Эти грехи лишают человека...
-
Вторая половинка: судьба или осознанный выбор?
Вторая половина человека – это все же судьба предопределенная Всевышним, или же это осознанный выбор самого человека?
-
4 вещи, которые ни в коем случае нельзя делать без омовения
Во время намаза и других видов поклонения мусульманин обязан быть особенно чистым. Для этого ему необходимо совершить омовение таким образом, как описано в шариате.
-
7 фактов об Аде, упомянутые в Коране
Чем больше человек знает об Аде, тем больше он боится оказаться среди его обитателей. В Коране Аллах предоставил подробное описание Ада.
-
Лотерея: халяль или харам?
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался как было здорово выиграть в лотерее миллионы денег. Много денег, просто так, ничего не делая… Кажется очень привлекательной идеей, но как на самом деле, и что говорит нам про это ислам.