"Письменная историография, – писал В. В. Бартольд, – возникла у арабов вместе с исламом. Для этих рассказов была выработана литературная форма, составлявшая, по-видимому, изобретение арабов и еще долго сохранявшая господство в их исторической литературе; предполагалось, что рассказ передается устно из поколения в поколение, причем каждый передатчик ссылается на свой непосредственный источник, до первоисточника, т. е. участника или очевидца, рассказ которого передавался в первом лице.
Установилась, таким образом, для исторических рассказов стереотипная форма: "Рассказал мне такой-то; он сказал: рассказал мне такой-то и т. д.; он сказал: я...". Как литературная форма цепь ссылок передатчиков друг на друга (иснад) сохранялась иногда и впоследствии, когда устная передача рассказов уступила место пользованию историческими сочинениями. Мединская школа в первое время избегала, по-видимому, составления письменных сборников таких рассказов; считалось, что единственной книгой должен остаться для мусульман Коран. Записи, однако, составлялись по желанию представителей государственной власти, сначала Омейядов, потом Аббасидов".
Постепенно хадисоведение превратилось в излюбленное, а зачастую и профессиональное занятие многих людей. С середины VIII по середину XI в. по меньшей мере около 400 авторов писали в этой области.
Во второй половине IX века существуют уже шесть канонических сборников:
Сюда же можно отнести не всеми признанный за канонический свод преданий "Сунна" Мухаммада Казвини.
Позднее Суйути составил "Сбор сборников" (Джами ал-джавами) или "Великий сборник" (Джами ал-кабир), куда без критики вошел весь материал из шести канонических книг и из десяти муснадов и разные богословские толкования, который в свою очередь вызвал новые обработки.
У татар особой популярностью пользовались небольшие сборники преданий. Составитель одного из канонических сводов "Ал-джами` ал-кабир" Мухаммед Абу Иса Тирмизи первым составил "`Арба`ин" (40 преданий) – наименьшее количество преданий, знание которых наизусть является священной обязанностью каждого мусульманина. Впоследствии накопилось очень много сочинений под таким заглавием.
В свой каталог У. Альвардт включил 95 рукописей "Сорока преданий" и их комментариев. Среди составителей этих сборников мы видим таких, как: ابو بكر محمد بن الحسين الاجرى Абу Бакр Мухаммад б. ал-Хусайн ал-Аджарри (360/971); القشيرى Ал-Кушайри (465/1072); المسعودى Ал-Мас`уди (584/1188); Ат-Тусу (520/1126) и др.
А.Е. Крымский также называет многих авторов "`Арба`ин", в том числе и изданных к началу ХХ века, но не упоминает ни одного казанского издания, более того, отмечает, что эта работа "отдельно до сих пор не напечатанная".
Но мы знаем, что с 1855 по 1917 гг. татарскими издателями было выпущено более 33 изданий различных сборников под названием "Сорок преданий". Один из самых известных сборников хадисов, пользовавшийся большой популярностью в мусульманских странах и неоднократно издававшийся татарами, – كتاب الاربعين الحديثاКитаб ал-'арба`ин Хадиса, автор его ابو زكريا يحيى النووىАбу Закарийа' Йахйа ан-Навави (636/1233-676/1277). В этом сборнике содержатся 42 предания из книг "Танбих ал-гафилин" и "Румуз ал-ахадис".
Из сборников сорока преданий также издавался الجوهار الثمين عقد автор его был سيد اسماعيل بن محمد جراخ العجلونىС айид Исма`ил б. Мухаммад Джарах ал-`Уджлуни (ум. в 1162/1749 г.). Полное название عقد الجوهار الثمين فى اربعين حديثا من احاديث سيد المرسلين.
احاديث قدسية Ахадис кудсийа – собрание «священных» авторитетных преданий, на этот раз анонимных, передаваемых со слов Ка`б ал-Ахбара, йеменского еврея, принявшего ислам при одном из первых халифов, главного распространителя еврейско-мусульманских преданий. В 1909 г. этот сборник выпустил составитель и издатель ظريف الاميرخانىЗариф Амирханов с предисловием на татарском языке тиражом в 3000 экземпляров. Арабский текст снабжен надстрочными и подстрочными знаками. Сборник содержит в себе 60 хадисов.
Большой популярностью среди мусульман Поволжья пользовался небольшой анонимный сборник религиозных преданий اللبابАл-лубаб. Автор его собрал наиболее, по его мнению, достоверные предания о высказываниях Мухаммеда по вопросам культа, этики и быта. Н. Ф. Катанов характеризует этот сборник как "собрание душеполезных изречений: о знании и ученых, единстве Божием, об имени Божием, о молитве, о вере, об омовении, о призвании к молитве с минарета, о собрании мусульман, о мечети, о посте, о преданности Богу".
Весь сборник разделен на 40 глав (по темам) и в каждой главе – 10 преданий. В Казани эта книга издавалась более 30 раз под названиями: كتاب اللبابКитаб ал-лубаб (Книга наилучшего [отборного]) и كتاب اللباب مع الارجوزة Китаб ал-лубаб ма`а ал-урджуза (Книга наилучшего с Урджузой [стихотворение поучительного характера, написанное размером раджаз]). В одной только Национальной Публичной библиотеке Санкт-Петербурга хранится 18 экземпляров этой книги.
Несколько экземпляров находится в НБ КГУ и в Хранилище ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова при АН РТ. В 1910 г. в "Электро-Типографии Т. Д. "Бр. Каримовы" был издан перевод этого сборника объемом в 103 стр. فتح الباب ترجمة اللبابФатх ал-баб тарджама ал-лубаб (Начало главы – перевод [книги] Наилучшего). Арабский текст в нем помещен в скобках, татарский - вне скобок. В НБ КГУ хранится один экземпляр этой книги.
Еще одна подборка хадисов о «создании (халака) духа великого пророка, (тахлик) пророка Адама, славословия (зикр) ангелов, ангела смерти; могилы» и др. دقايق الاخبارДака’ик ал-ахбар (Тонкости известий) издавалась около двадцати раз тиражом от 2400 до 10000 экз. И.Ф. Готвальд пишет, что это "самые подробные сведения о наследниках и мучениках будущей жизни".
В некоторых изданиях (1886 и 1900) в качестве автора этого сочинения указан عبد الرحيم ابن احمد القاضى`Абдаррахим б. Ахмад ал-Кади, а в некоторых (1908) – ابو عبد الله محمد بن سلمة القضاعى Абу `Абдулла Мухаммад б. Сулама ал-Куда`и (ум. 454 г.хиджры).
Следует отметить, что это популярное эсхатологическое сочинение, приписываемое разным авторам (кроме вышеназванных, можно еще отметить Али б. Исмаила ал-Аш`ари, Хамзу б. Йусуфа б. Халифа, Абу ал-Лайса ас-Самарканди, ас-Суйути и др.), известное также под названиями Шаджарат ал-йакин и Канз ал-лата'иф. Иногда отдельные его части выступают как особые сочинения и получают свои названия.
В 1909 году в Казани издавались две части знаменитого "Малого сборника мусульманских преданий" الجامع الصغير ف الحديث البشير النذير "Ал-Джими` ас-сагир фи-л-хадис ал-башир ан-назир", составитель его Джалаладдин б. Абу Бакр `Абдаррахман ас-Суйути (1445–911/1505 гг.). Это сокращения из его знаменитого "Джами` ал-джавами`", написанного в 907 г. хиджры и изданного в Египте в 1286 г. хиджры вместе с "ас-Сирадж ал-мунир" ал-Газизи.
Популярный во всем мусульманском востоке сборник хадисов Валиаддина Мухаммада б. `Абдаллаха ал-Хатиба ал-`Умари ат-Табризи (ХIV в.) مشكوة المصابيح "Мишкат ал-Масабих" (Ниша светильников) пользовался широчайшим распространением. Он представляет собой переработку сборника Абу Мухаммада ал-Хусайна б. Мас`уда ал-Фарра' ал-Багави (ум. в 510/1122 г.) под названием Масабих ас-сунна. Этот сборник издавался в 1898, 1908, 1909 гг. в Казани и в 1893, 1898, 1899 гг. в Санкт-Петербурге тиражами от 1000 до 4000 экз.
Также татарами издавались следующие книги, содержащие в себе мусульманские предания:
Также писали и издавали сборники хадисов татарские авторы, как, например, Ахмад Дыйа-аддин ал-Камушханави.
Шигап Ахмеров (ум. в 1966 г., в возрасте 84 лет) в 1908 г. выпустил книгу يوز بر حديث"Сто одно предание", которая впоследствии еще издавалась 9 раз.
Риза Фахрутдинов дал толкование хадисов в стихотворной форме "Джавами` ал-калим", включив 318 хадисов, извлеченных из "ал-Джами` ас-сагир", для учеников медресе, обучающихся на арабском языке, с приложением биографии ас-Суйути (849-911).
С 1907 по 1917 годы 13 раз издается сборник مك بر حديث"1001 хадис" (автор محمد عارف بكМухаммад `Ариф-Бек) в переводе с турецкого языка, выполненном Шакирджаном ал-Хамиди.
Татарами в целом было издано более 200 сборников мусульманских преданий.
Резеда Сафиуллина аль-Анси